«Она сегодня во всем красном, как вульгарно выглядит!»

Такие мысли могут появиться у человека, смотрящего на яркую одежду другого. Ежедневно люди сталкиваются с множеством цветов, которые вызывают у них самые разные реакции. Отсюда, например, появился стереотип о том, что  если ты одет в черный – ты серьезный человек. Именно подобного рода ассоциации побудили ученых к изучению влияния цветов на психику человека, его восприятие окружающего мира.

Цветотерапия

Изучая особенности влияния цвета на психику человека, ученые отметили, что состояние человека зависит от цвета одежды, которую он носит. Все цвета делятся на теплые и холодные. Первая группа – желтый, оранжевый, красный – оказывает стимулирующее, возбуждающее, ускоряющее действие. Вторая группа – голубой, синий, фиолетовый – наоборот подавляет, успокаивает, замедляет. Именно в связи с этими факторами появилась цветотерапия – методика, изменяющая состояние человека не с помощью медикаментов, а с помощью использования того или иного цвета.

Значение цвета

Психологам также удалось выявить и дать характеристику влиянию многих цветов на человека: 

  • Красный является цветом страсти, яркости, агрессии. Учеными считается,что  именно этот цвет возбуждающе действует на нейроны головного мозга человека. Врачи отметили, что красный стимулирует кровообращение, повышает артериальное давление, активизирует обменные процессы.
  • Зеленый олицетворяет спокойствие и умиротворение. Он помогает расслабиться и прийти к внутренней гармонии, улучшает работу сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной систем, помогает при аллергических реакциях и воспалениях. Именно поэтому на светофорах загорается зеленый при безопасности перехода. Он показывает, что пешеход может быть спокоен за свое передвижение по дороге.
  • Желтый считается цветом оптимизма и удачи. Он стимулирует работу головного мозга, благоприятно влияет на память, избавляет от негатива. Часто желтый цвет используют для школьных стен, что настраивает ученика на усваивание информации. Кроме того, в некоторых больницах используют этот цвет, чтобы уменьшить переживания пациента о своих заболеваниях.
  • Голубой – цвет расслабления и спокойствия. По наблюдениям исследователей, голубой может снижать кровяное давление и температуру, останавливать распространение воспалительного процесса и уменьшать интенсивность боли. Голубой используют в интерьере больниц, чтобы успокаивать пациентов.
  • Черный – это оттенок, вопреки стереотипам, относящийся не только к траурности, но и элегантности. В психологии данный цвет означает депрессию, подавление, пустоту, ограничение, разрушительность, что привело к использованию черного при огорчающих жизненных событиях. Несмотря на печальное значение, этот цвет придает носящему утонченность. Он говорит о том, что человек скрывает свой внутренний мир от окружающих, что привлекательно и загадочно для них.
  • Белый воспринимается как цвет невинности и начала. Считается обозначением непорочности, новизны, легкости.
  • Серый – это безопасность, интеллект, обыденность. Не вызывает особого отклика у людей, так как ассоциируется с повседневностью, может даже игнорироваться. Частые предпочтения серым тонам свидетельствуют о нервозности и эмоциональной истощенности человека.

Экологическая валентность

Существует, так называемая, теория экологической валентности, выявленная в 2010 году Стивеном Палмером и Карен Шлосс. Что она из себя представляет? По этой теории человек воспринимает тот или иной цвет посредством жизненного эмоционального опыта, связанного с этим оттенком. Исходя из этих предположений, каждый человек имеет свой определенный вкус и цветовые предпочтения.

Теория экологической валентности также подтверждается вполне бытовым и обычным примером для каждого. В детстве мальчикам дают голубые игрушки, чем создают ассоциацию, что мужское связано с палитрой синих и голубых цветов. Девочкам в это время дают розовые вещи, что в будущем также влияет на их восприятие этих оттенков.

Важно упомянуть о том, что к 1770-м годам в странах Европы началось развитие ткацкой промышленности и появилось отбеливание. Белые вещи стали доступнее, и новорождженным начали покупать белую хлопковую одежду, цвет которой символизировал рождение, невинность и чистоту. 

Тогда же европейцы открыли для себя пастельные тона, в том числе нежно-голубой и нежно-розовый, которые также пополнили палитру цветов детской одежды. 

Однако в то время мальчиков, на удивление, чаще всего одевали именно в розовый цвет, который символизировал «расцвет сил», согласно Оксфордскому словарю (in the pink – «в расцвете сил»). Розовый считался светлым вариантом красного – цвета парадной военной формы, и ассоциировался с мужественностью. Тогда откуда появился гендерный маркер «мальчику – голубой цвет, а девочке – розовый»?

Существует версия о том, что император Павел I привел к такому разделению. Во время своего правления он издал указ, в котором говорится, что в императорской семье девочка сразу при появлении на свет получает орден Святой великомученицы Екатерины (красную ленту), а мальчик – орден Святого апостола Андрея Первозванного (голубую ленту). Со временем люди того времени посчитали красную ленту слишком воинственной для девочки, поэтому цвет преобразили в более мягкий – розовый. Этому указу стало подражать все больше и больше людей, откуда и пришла ассоциация мальчиков с голубым оттенком, а девочек с розовым.

Несмотря на отсутствие подобного указа в наши дни, гендерный маркер продолжает свое существование. Однако каждому следует помнить о том, что гендерные стереотипы цветов – действительно лишь стереотипы, тянущиеся от наших предков, которые совсем не обязательно соблюдать.