Суммарная протяженность дорог в мире — 21 миллион километров. Интересно, что дороги появились раньше колёс. В 4000 году до н.э. строители начали выкладывать дорожки из сырцового кирпича. Только через столетия появились гончарные круги, поставленные на колесницу.

“Все в жизни происходит где-то в другом месте. И вы добираетесь туда на машине.”

— писал Э.Б. Уайт

Для людей дороги означают связь и спасение. Для остальных они означают разделение и смерть. Ученые прошлого столетия писали, что аварии на дорогах превзошли охоту как “ведущую непосредственную человеческую причину смертности позвоночных на суше”.

Последствия строительства и использования дорог

Обычно, говоря об экологических проблемах, люди вспоминают о браконьерстве, лесных пожарах и глобальном потеплении. Но каждую неделю в США на дорогах погибает больше птиц, чем в результате разлива нефти Deepwater Horizon. С каждым днём ситуация ухудшается. Полвека назад только 3% животных погибли на дорогах. К 2017 году это число увеличилось в четыре раза.

Примерно в 100 году до н.э. в Риме была достроена Виа Кассия. После чего с ее поверхности в озеро Монтерози начали стекать отложения, вызвавшие цветение водорослей, которые навсегда изменили экосистему озера.

Практически 20% выбросов парниковых газов в Америке приходятся на легковые и грузовые автомобили. Это сказывается и на климате. Между тем, рост числа электромобилей, батареи которых производятся с использованием лития и других металлов, стал катализатором увеличения добычи полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых угрожает изуродовать ландшафты в Неваде, Чили и Зимбабве. 

Уничтожение среды обитания также является “дорожной проблемой”. Прежде чем вырубать тропические леса Аляски нужно построить дороги для транспортировки техники и вывоза продукта. 

Положительные стороны эксплуатации дорожного покрытия

  • Благодаря Автомагистралям Аризоны осадки попадают в канавы. Это способствует размягчению пустынных почв для сусликов, чьи туннели проходят параллельно обочине. 
  • Рацион питания падальщиков пополняется за счет дорожно-транспортных происшествий. 
  • Федеральный проект “Безопасные и качественные автомобильные дороги” нацелен на уменьшение трафика на улицах крупных городов

В Британии предполагают, что дороги, разрушая существующие экосистемы, создают новые.

Как начали изучать “дорожную экологию”?

дорожная экология
Фото: stylishbag.ru

Удивительно, что изучение влияния дорог на экологию началось только в конце XX века. В 1993 году Ричард Форман заметил “длинный срез, идущий поперек изображения”. Это была двухполосная дорога через лес. Он понял, что учёными мало изучен вопрос влияния дорог на экологию. Так, ландшафтный эколог ввёл английский термин “дорожная экология”, который в широком смысле определяется, как изучение изменения жизни растений и животных при наличии дорог и транспортного потока.

Сначала высшее руководство встретило вежливым смехом новую область экологии.

“Вы здесь не для того, чтобы заставить нас прекратить наезжать на животных, не так ли?”

Однако постепенно дорожная экология начала развиваться. Форман и другие первопроходцы публиковали статьи, писали учебники, проводили конференции, привлекали чиновников. 

“Внезапно это стало мейнстримом”.

— сказал Форман.

Дорожная экология видоизменяет старую шутку о животных и транспорте: почему курица перешла дорогу? Дорога нерушима и вечна, так же неизменна в своем течении, как река. 

Когда мы не игнорируем дороги, мы забываем о их стоимости как неизбежной цене современности. Другие формы гибели животных по вине человека являются преднамеренными: мы нажимаем на курок, устанавливаем ловушку. Но вряд-ли кто-то из нас намеренно переезжал животное. Мы убиваем не со злым умыслом, а ради возможности быть мобильным.

“Мы относимся к гибели людей на дороге так же, как к гибели людей на войне”,

— сетовал писатель Барри Лопес.

Это особенно верно в США, где находится самая протяженная в мире дорожная сеть. Наша автомобильная революция середины века породила не только автомагистрали, но и автостоянки, подъездные пути, пригороды, трубопроводы, заправочные станции, автомойки, автопробеги, шиномонтажные мастерские и торговые центры — всеобъемлющую экосистему, созданную для ее доминирующего организма — автомобиля. Однако, несмотря на все свое величие, сеть автомобильных дорог относительно статична. 

Сейчас набирает популярность автоцентричный образ жизни. К 2050 году во всем мире будет построено более 25 млн километров новых дорожных полос, многие из которых пройдут через оставшиеся нетронутыми места обитания в мире, что является бетонной волной, которую эколог Уильям Лоуренс описал как “инфраструктурное цунами”. Поразительно, что по состоянию на 2016 год, три четверти инфраструктуры, которая будет существовать к середине этого столетия, еще предстояло построить. 

Дороги неоднозначны также, как изменение климата: получив огромную выгоду от экономического роста, могут ли богатые страны отказать менее развитым странам в преимуществах подключения?

Дорожная экология предлагает одно решение. Северная Америка и Европа строили свои дорожные сети без учета, как они могут повлиять на природу, и еще меньше понимая, как смягчить эти последствия. На данном этапе дорожная экология выявила опасности безрассудного развития и предложила пути решения. Экология дорог дала больше, чем просто перекрестки: мы также научились составлять карты и защищать миграции загадочных животных, проектировать обочины, которые питают пчел и бабочек, и разбирать заброшенные лесовозные трассы, которые опоясывают наши леса, — доказательство того, что старые ошибки не обязательно должны быть постоянными.

Обложка: sovmo.tatarstan.ru