С каждым годом все больше набирает актуальность вопрос о роли женщин в различных сферах жизни, и дискуссии об этом ведутся в том числе в индустрии кино, в особенности — о возможности этого пола занимать режиссерский пост. Сейчас можно с уверенностью сказать, что споры на эту тему проходят не зря, поскольку уже в прошлом году число громких женских режиссерских работ выросло в разы, а их фильмы — заняли лидирующие позиции и по популярности, и по кассовым сборам в мире. Так как самый яркий пример 2023 года — “Барби” Греты Гервиг — безусловно известен всем, в этой статье представляем еще 8 важных фильмов прошлого года от женщин режиссеров, которые стоит смотреть.

Анатомия падения (реж. Жюстин Трие)

Мужчина выпал из окна на смерть при неизвестных обстоятельствах, а его жена — единственная, кто был в доме в этот момент — стала главной подозреваемой. «Анатомия падения» — это французская судебная драма о писательнице психологических романов-триллеров, которую обвинили в убийстве своего мужа. Постепенно расследование смерти становится исследованием распада, «падения» супружеской пары, и женщина, представшая перед иностранным судом, за неимением других доказательств на фоне открывшегося семейного конфликта, стала жертвой додумок и стереотипного мышления.

В роли подсудимой — одна из главных актрис 2023 года — Сандра Хюллер. У фильма две пальмовые ветви Каннского кинофестиваля, две победы на «Золотом глобусе» и пять номинаций на грядущий «Оскар 2024».

Белый список (реж. Алиса Хазанова)

Один из самых серьезных российских детективов в 2023 году, в основе которого — реальные события и по-настоящему тяжелая тема. Второй полный метр Алисы Хазановой, говоря простыми словами, исследует причины подростковых суицидов и такого феномена, как группы смерти. 

“…фильм, чтобы люди посмотрели вокруг себя и проанализировали, правильно ли они коммуницируют друг с другом…чтобы построить надежду на конструктивный диалог. Иногда родителям простые истины нужно объяснять как в школе — многие понятия не имеют, что делать, если твой ребенок находится в подавленном состоянии…”, — так режиссер сама формулирует задачу «Белого списка». источник

Прошлые жизни (реж. Селин Сон)

Близкая режиссеру тема миграции очень удачно сошлась в фильме с тихими, меланхоличными рассуждениями героев о судьбе, ее закономерностях и подвластности человеку. Сюжет распределился на трех временных отрезках: Нора (Грета Ли) и Хэ-сон (Тео Ю) еще детьми были вынуждены попрощаться, а затем встречались еще два раза в совершенно других обстоятельствах, странах и статусах. 

Это дебютный полный метр 35-ти летней Селин Сон, у которого есть сразу две номинации на «Оскар 2024» — за лучший фильм и лучший оригинальный сценарий. 

Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет (реж. Келли Фрэмон)

Маргарет (Эбби Райдер Фортсон) возвращается домой с чудесной смены в летнем лагере и с разочарованием узнает, что ее родители решили переехать. На новом месте девочка начинает выстраивать свою жизнь с нуля, одновременно с этим вступая в свой подростковый период, полный всем знакомых комплексов и неловкостей, а также первых попыток осознанно выстроить отношения с окружающим миром: от общения с ровесниками до выбора религии. Так, Маргарет начинает общаться с Богом, но без общепринятого благоговения — а просто, по-дружески. Эта честная и чуткая драма взросления — второй режиссерский опыт Келли Фрэмон.

Солтбёрн (реж. Эмиральд Феннел)

Да, режиссером самого спорного и очень громко завирусившегося фильма прошлого года тоже была женщина! Это второй полный метр Эмиральд Феннел, многим уже известной фильмом «Девушка, подающая надежды», который взял статуэтку Оскара за лучший оригинальный сценарий в 2021 году.

В центре сюжета — еще один «паразит» решает взломать классовую систему, втираясь в доверие к аристократам, но делает это не совсем обычными методами. Один из ярких актеров прошлого года — Барри Кеоган — преуспел в плавном перетекании между несколькими сущностями своего героя Оливера так, что не было заметно ни малейшего разрыва или контраста между ними. Именно поэтому почти до самого финала нельзя быть уверенным в исходе фильма и происходящем у персонажа в голове. «Солтбёрн» — это стильная драма о мести с элементами триллера, в которой помимо внешне яркого сюжета есть несколько скрытых слоев, состоящих из визуальных символов и отсылок.

Нина (реж. Оксана Бычкова)

Тихая, не эмоциональная, но немного беспокойная драма о взрослом человеке, который остановился посреди своей обыденности и оглянулся вокруг. Главная составляющая тут — прогулки по колоритным местам грузинской столицы в молчании или разговорах ни о чем, а напряжение возникает не на встрече бывших возлюбленных, но во время длинных и  безмолвных кадров пейзажей. Главные роли исполнили Юлия Пересильд («Вызов», «Медиатор») и Евгений Цыганов («Мастер и Маргарита»).

Присцилла: Элвис и я (реж. София Коппола)

Это мокьюментари о жизни девушки одного из известнейших артистов, — Элвиса Пресли (сыграл Джейкоб Элорди) — точнее, о стороне, которой никогда не видно за ослепительным блеском всеобщего кумира . Экранизация автобиографии самой Присциллы Пресли интересна не только новым непопулярным взглядом на звезду мирового масштаба — но воссозданным временем с подобающими ему стилевыми особенностями, которые удалось очень достоверно передать. Так, большая часть костюмов создавалась с нуля специально для фильма, а некоторые задокументированные репортерами сцены получилось в точности повторить.

Фрау (реж. Любовь Мульменко)

Ваня (Вадик Королев) работает в охотничье-рыболовецком магазине и называет всех девушек «фрау». В поисках той самой идеальной дамы он однажды встречает Кристину (Лиза Янковская) — балерину пермского театра, которая на жизнь смотреть под призмой абсолютного оптимизма уже разучилась.

Это вторая полнометражная режиссерская работа Любови Мульменко, большинству известной как сценарист фильмов «Купе номер 6», «Разжимая кулаки», «Нина» или «Красные браслеты». Светлая и трогательная мелодрама не похожа на предыдущие работы режиссера, которые изображают очень достоверную, трагическую или жестокую реальность. «Фрау» выйдет в широкий прокат 14 марта, а сейчас в разных городах уже идут предпремьерные спецпоказы.