Фото: freepik.com

Меня зовут Антон, мне 13 лет. Я воспитанник детского дома. И сегодня я первый раз буду выступать на большой сцене. Безумно переживаю, но не показываю этого. Я захожу в темный зал, где находится сцена. Черные шторы, черные стены, пол и потолок. Издалека мне совсем ничего не видно. Лишь маленький подсвечник горит теплым жёлтым светом. Я подхожу ближе, разглядываю людей, декорации. В благотворительном фонде «Подари мне крылья» проходит квартирник.

На сцену по очереди выходят подростки. Они играют на укулеле, поют, читают свои стихотворения. Ребята настолько разные… Они красят волосы, бьют татуировки, влюбляются. Казалось бы, мы так похожи на остальных, но у нас нет главного — семьи.

Видео: https://vk.com/bfpmk / Благотворительный фонд «Подари мне крылья»

Зачем нужна семья?

По данным Института развития семейного устройства, в 2021 году в России было 494 тысячи детей, переживших опыт сиротства. Это примерно 1/10 населения Санкт-Петербурга. У детей из детских домов часто возникают проблемы с адаптацией в обществе, учебой и трудоустройством. Но что им помогает справляться со своими проблемами? Давайте узнаем у директора и учредителя благотворительного фонда «Подари мне крылья» Татьяны Рубинштейн.

Фото: https://vk.com/bfpmk / Татьяна Рубинштейн

— Вчера перед спектаклем я на примере объясняла взрослым, чем отличаются дети-сироты от детей, у которых есть семья. Со мной на сцене стояли два ребенка. Каждому я дала по листку бумаги и сказала, чтобы они нарисовали человечка. Только одному я дала фломастер, а другому – нет. Один мальчик уже почти дорисовал человечка, а второй тараторил: «А чем мне нарисовать человечка?» Также происходит и с ребенком, когда он растет в детском доме.

Семья – это фломастер, который рисует человечка. А если фломастера нет? Да, можно было нацарапать ногтем на листке. Но все равно нужен фломастер, карандаш или ручка. То есть нужны близкие. Если близких нет рядом, должны идти бок о бок те люди, которые хотят помочь, поддержать. В нашем случае это Театральный дом.

Что такое Театральный дом?

Театральный дом – благотворительный проект, где подростки из приютов и детских домов вместе с профессиональными режиссерами, музыкантами, актерами сочиняют и играют спектакли.

— Наш проект существует с 2018 года. За это время из Театрального дома выпустилось более ста детей. У кого-то из них уже есть своя семья, кто-то только адаптируется в обществе, а кто-то работает. И для меня главный показатель, что ни один из этих ребят не сидит в тюрьме, не принимает наркотики. Они все на связи: пишут, звонят, навещают. Приятно, что они не забывают тех, кто с ними занимался, когда они были гораздо младше.

Днём дети учатся в школе или в колледже. После занятий, в пять часов вечера, они собираются в зале. Занятия проходят четыре раза в неделю, но перед спектаклями репетиций гораздо больше. Ребята готовы встречаться каждый день, ведь здесь их ждут друзья, близкие люди, талантливые режиссеры и доброжелательные педагоги. Для детей это место стало вторым домом. Здесь они понимают, что их выслушают, поддержат и не дадут в обиду. Помимо занятий, подростки вместе со взрослыми пьют чай, едят сладости, смеются и приятно проводят время.

Фото: https://vk.com/bfpmk / Благотворительный фонд «Подари мне крылья»

Каждый спектакль основан на жизненных историях детей. Для этого психологи проводят тренинги с детьми, ребята делятся своими историями, воспоминаниями, впечатлениями. Но что делать, если подростки не хотят рассказывать личные истории? В детском доме за ребёнка всё решают взрослые. Подъем, завтрак, уроки, обед, ужин, отбой и общие мероприятия по расписанию. Здесь, в Театральном доме, их учат брать на себя ответственность, их мнение ценят и уважают. Если ребёнок не хочет рассказывать о личных переживаниях, его не будут заставлять. Татьяна поделилась с нами ситуацией, как психологические тренинги, внимание и забота действуют на подростка.

Фото: https://vk.com/bfpmk / Благотворительный фонд «Подари мне крылья»

— Долгое время у нас играла девочка из приюта, её отца лишили родительских прав. Она обижалась на своего отца. Девочка прорабатывала обиду с нашими психологами, социальными работниками. Мы брали её историю за основу спектаклей. В итоге, спустя несколько лет она пришла ко мне и сказала, что отпустила ситуацию с отцом. Нет, она не простила его, ей просто стало легче.

Благодаря работе со специалистами и переосмыслению личного опыта, подростки учатся сочувствовать, переживать за других и поддерживать самостоятельно.

Фото: https://vk.com/bfpmk / Благотворительный фонд «Подари мне крылья»

«Моя мама меня подвела, а я вас – ни за что»

Вот, что вспоминает бывшая воспитанница Театрального дома:

— Я помню, мы играли спектакль три раза. Моя мама каждый раз обещала, что придет, но все время была занята. Перед последним, третьим спектаклем у меня была истерика, мама снова не пришла. Я помню, как рыдала, билась в истерике и говорила, что не нужна своей маме. А у меня была главная роль в спектакле.

Наш режиссёр понял, что я не могу выйти на сцену в таком виде. До спектакля считанные минуты, зрители собрались, а я была просто не в себе. Меня отвели в гримёрку, и ребята сразу стали мне помогать. Кто-то сел и стал обнимать, кто-то побежал за стаканом воды, кто-то говорил добрые слова, кто-то сбегал и купил конфеты.

Режиссёр сказал, что сейчас спектакль перестроим на ходу. Но я до сих пор помню, как ответила: «Нет. Я выйду. Я же не могу вас подвести. Моя мама меня подвела, а я вас – ни за что». Я вышла и выступила. Никогда не забуду этот момент! А с ребятами мы общаемся до сих пор. Театральный дом – место, которое сближает людей.

Фото: Благотворительный фонд «Подари мне крылья»