Фото: avatars.mds.yandex.net

За последний год более чем половина населения России перешла на покупки в Интернете и всё меньше отдаёт предпочтение походам в магазин. Чем обусловлен данный тренд?

Всё предельно просто. Шоппинг на маркетплейсах обладает рядом положительных качеств, выделяющих его на фоне привычных нам супермаркетов.

Почему он, а не я?

То, что не так явно бросается в глаза, но имеет немалую важность – разнообразие товаров. Да, безусловно, торговые центры, различного рода гипермаркеты и шоурумы поражают нас своей широкой линейкой услуг и продукции. Однако маркетплейсы могут предложить нам то, чего попросту не найти на полках магазинов. Это могут быть импортные вещи, ушедших из России брендов, или товары, которые сейчас не в наличии в физическом магазине.

Помимо этого, онлайн-шоппинг значительно сокращает затраты на дорогу, а также экономит важный и дорогой ресурс в наши дни – время. В среднем за год человек тратит на поход в магазин около 10 дней своей жизни, включая поездку туда-обратно, выбор продуктов и ожидание в очереди. С появлением Интернет-каталогов и быстрой доставки покупки стало совершать легче и комфортнее.

Как доктор прописал

Шоппинг часто рекомендуют как профилактику от стресса и депрессии, ведь, опираясь на научные исследования, в результате выбора вещи, совершения самого действия оплаты и последующей примерки вырабатывается дофамин. Большинство источников утверждает, что данная практика применима исключительно к офлайн-шоппингу. 

Однако это мнение ошибочно, потому что существует такой феномен, как «радость посылки». Он воздействует на наш организм по тому же принципу, что и шоппинг-терапия, так как благодаря ему так же выделяется гормон счастья. 

Как это работает? После того, как заказ уже оформлен и оплачен, мы входим в режим ожидания. Мы неоднократно представляем свой приход на пункт выдачи, получение заказа, распаковку, примерку. Мы находимся в предвкушении чувства наслаждения от получения обновки и её использования. В такие моменты в нашем мозге и происходят биологические процессы, в результате которых мы начинаем ощущать себя счастливее.

Тяга к онлайн-покупкам — зависимость?

Фото: avatars.mds.yandex.net

Замечали ли вы за собой, как много своего времени вы проводите за выбором товаров, как долго листаете каталог и как часто вы проверяете статус доставки? Если вы обнаружили, что целый день провели на Wildberries и Lamoda, совсем забыли покормить кота и не приготовили ужин – это повод задуматься. Если подобные эпизоды уже не редкость и, ко всему прочему, баланс карты стремится к нулю уже в первый день после зарплаты – стоит срочно заняться решением этой проблемы. Вероятнее всего, у вас зависимость.

По той причине, что данный недуг широко распространился за последние 5 лет, психологи начали определять его как расстройство и сравнивать с наркотической или алкогольной зависимостью. Люди борются с неконтролируемым желанием кликать по экрану и нажимать на кнопку оплаты, порой даже не имея настоящего желания что-либо приобретать. 

Это обусловлено тревожными расстройствами или неудовлетворенностью жизнью. В качестве самотерапии эксперты советуют чаще обращать внимание на свои чувства и стараться заменить моменты с негативными эмоциями на позитивные активности: проводить больше времени с семьёй, найти хобби или вовсе начать путешествовать. Если чувствуете, что не в силах контролировать свою тягу к онлайн-покупкам, лучше обратиться к специалисту и получить квалифицированную помощь.