Источник фото: Journal of a Nobody

В мировой истории сохранились имена огромного количества людей, внесших вклад в развитие культуры, науки и других сфер общественной жизни, но оставшихся незамеченными или не получивших должное внимание и признание.

Одной из таких людей, повлиявших на развитие не только литературы, но и общественных движений за права людей, стала Марджери Бодин Латимер — американская писательница и общественная активистка, которая писала о феминизме, социальном неравенстве и проблемах людей, сильно опередив свое время.

Детство и начало писательской карьеры

Марджери была младшей дочерью Кларка Уотта Латимера и Лоры Августы, урожденной Бодин.
Свою писательскую карьеру девушка начала в возрасте 18 лет. В 1927 году Латимер опубликовала короткий рассказ в местной газете. Работа девушки привлекла внимание Зоны Гейл, известной писательницы, журналистки и суфражистки. Гейл стала первой женщиной, получившей Пулитцеровскую премию за драматургию. И она же стала наставницей Латимер и просто близким ей человеком.

Образование и социальная деятельность

Марджери Латимер училась в Вустер–колледже, но быстро бросила учебу, после чего поступила в Университет Висконсин-Мэдисон. В дальнейшем она снова переехала в Нью-Йорк, где начала изучать драматургию в Колумбийском университете. В тот же период Латимер стала первым получатеоем стипендии Зоны Гейл, учреждённой специально для неё.

Девушка вернулась в Висконсинский университет в Мэдисоне в 1922 году. Она работала в университетском литературном журнале в качестве редактора и соавтора и стала частью тамошнего круга писателей. В 1923 году она снова закончила работу в университете и вернулась в Нью-Йорк.

Живя в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке в 1920-х годах, Латимер стала активно участвовать в различных общественных мероприятиях. Она публиковала статьи о современной политике для The New Masses, радикального журнала двадцатых годов. Жила писательница с поэтом Кеннетом Фиарингом, своим романтическим партнером, и подружилась со многими творческими деятелями, писателями и художниками того периода. Дружеские отношения связывали Марджери, например, с Джорджией О’Кифф, Меридель Ле Суер, Карлом Ракоши, фотографом Карлом Ван Вехтен. До публикации ее первого романа в 1928 году рассказы Латимер публиковались в Century, The American Caravan, The Bookman и других журналах.

В Нью-Йорке Марджери также прославилась своим «великодушным и неутомимым покровительством» писателей, которыми восхищалась. Женщина часто приносила их рукописи — в том числе и работы Кеннета Фиаринга — с собой в редакцию и выступала за их публикацию.

Публикации и популярность

Манифест Латимер «Новая свобода» был опубликован в 1924 году в издании The Reviewer. Ее работа стала ярким эссе, предвосхитившим (на целых пять лет) основные темы самого известного из имеющихся у нас феминистских литературных манифестов — «Собственной комнаты Вулф» . По словам ученой Джой Кастро, в «Новой свободе» женщины рассматриваются как «потенциальные литературные прародительницы» . Латимер также пишет о «слове… ставшем плотью, и эта плоть с собственным разумом, наполненная возможностью изменений…».

«Просто вы обнаруживаете, что иногда слова — это нечто большее, чем просто слова, и
что их личности столь же гибки, как и ваши собственные…
»

Нашумевшие романы Латимер «Мы невероятны» (1928) и «Это мое тело» (1930) также получили высокую оценку и распространение в то время. О ее дебютном романе писали в New York Times, McCall’s, The Saturday Review of Literature, Chicago Tribune и других известных изданиях. Кроме того, писательница опубликовала два сборника коротких рассказов «Нелли Блум и другие рассказы» (1929) и «Ангел-хранитель и другие рассказы» (1932). Ее художественная литература считалась формально экспериментальной и находилась под влиянием модернизма 1920-х годов. Критики того периода сравнивали ее с Гертрудой Штайн, Джеймсом Джойсом и Д.Х. Лоуренсом. Латимер активно выражала свои принципы в работах.

Ее повествования были крайне близки к автобиографии. Намекая на авторефераты за десятилетия до появления этого термина, Латимер подарила вымышленным героиням свои собственные коротко подстриженные красно-золотистые волосы, большие голубые глаза, высокий рост и пышное телосложение, а также скандальное откровенное поведение. Так, например, для своей повести 1929 года «Семья» Латимер создала главную героиню женского пола, чьи дикие, чувственные, экспериментальные картины отталкивают ее семью и друзей со Среднего Запада.

Взгляды и влияние на общественность

Работа и творчество Марджери Латимер отражали ее феминистские, социалистические и антирасистские идеалы, и всю свою жизнь она была привержена расовой, классовой и гендерной справедливости. Женщина носила брюки на публике, не опасаясь осуждения. Она исследовала превосходство и привилегии определенных групп людей в своих рассказах и подвергала сомнению патриархальные представления о расовой чистоте, евгенике и контроле над телами дочерей и жен.

Латимер была одновременно и полностью в потоке своего времени, и при этом на сто лет опередила его. Ее работы увлекательны, бросают вызов общественности и доставляют удовольствие при чтении, они пронизаными потрясающим интеллектом и великодушием.

Женщина бесстрашно затрагивала вопросы пола, расы и класса в своих произведениях и откровенно защищала права женщин и гражданские свободы людей. Несмотря на то, что в своей карьере она сталкивалась с препятствиями и непритностями, она упорно продолжала следовать своим увлечениям и менять мир к лучшему. Ее работы бросали вызов господствующим стереотипам.

Несмотря на то, что Латимер, возможно, сейчас не так хорошо известна, как некоторые из ее современников, ее вклад в культуру был значительным и долговечным. Ее творчество продолжает вдохновлять и направлять тех, кто стремится к социальной справедливости и равенству, а ее наследие служит напоминанием о силе литературы влиять на общество и осуществлять перемены в нём.