В 2014 году агентство PRT опубликовало результаты крупного исследования, посвящённого роли социальных сетей в жизни различных возрастных групп. Самыми активными пользователями оказались подростки – 86% респондентов отметили, что регулярно посещают «виртуальный мир». Однако не отставали и взрослые: 80% респондентов в возрасте от 25 до 30 лет и 67% в возрасте от 31 до 40 ежедневно пользуются социальными сетями. В 2019 году ситуация изменилась: активными пользователями назвали себя 91% подростков и 69% взрослых. 

Эти исследования наглядно демонстрируют, что социальные сети играют всё большую роль в нашей жизни. Мы с энтузиазмом снимаем «сторисы» в «Вконтакте», смотрим короткие видео в Tiktok и с трепетом считаем количество лайков под фотографиями, которые выкладываем. В XXI веке социальные сети – такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как, например, газеты для людей прошлого века. 

Однако многие специалисты отмечают, что социальные сети приносят пользователям как пользу, так и вред. В этой статье мы поговорим о том, как при использовании онлайн-платформ максимизировать первое и минимизировать последнее. 

Фото: источник

Как соцсети вредят пользователям? 

Человек – биосоциальное существо. Это определение из школьного учебника по обществознанию, но оно отражает суть нашего существования. Если с биологической сущностью всё более или менее ясно, то социальная по своему содержанию гораздо сложнее. 

Человек воспринимает себя как человека только в коммуникации с себе подобными. Действительно, сложно представить, чем бы мы отличались от наших предков-обезьян, если бы природа не наделила нас средствами для взаимодействия друг с другом? Отсюда вытекает первое условие человеческого существования: для того чтобы полноценно жить, нам недостаточно удовлетворять базовые физические потребности. Нам нужно, чтобы другие люди воспринимали нас позитивно, одобряли наше поведение.

Создатели социальных сетей сделали уникальную вещь: они дали людям возможность получать «быть в социуме», не вступая в прямой контакт с другими людьми. То есть, теоретически человек 21-ого века может чувствовать себя полноценной самодостаточной личностью, не выходя из дома. Но так ли это? 

В 2019 году компания Dove инициировала исследование, посвященное проблеме влияния социальных сетей на женскую самооценку. 54% респонденток отметили, что соцсети заставляют их чувствовать себя неуверенно, ещё 20% указали на то, что популяризация в соцсетях и рекламе стереотипов о женщинах мешает им наслаждаться едой и носить любимую одежду. 

Влияние соцсетей на самооценку — причём не только женскую, но и мужскую — очевидно. Это связано с тем, что весь контент, с которым мы сталкиваемся, когда листаем ленту, направлен на то, чтобы удержать наше внимание и — разумеется — вызвать реакцию, будь то зависть или восхищение. Мы подписываемся на знаменитостей, инфлюенсеров и в результате видим множество ярких, поражающих сверхреальной красотой фотографий, которые обычно не имеют почти никакой связи с действительностью. Кто станет выкладывать обычную, ничем не примечательную фотографию, если наложить фильтры и сделать изображение привлекательнее можно за несколько секунд?

В том, что соцсети переполнены доведенными до совершенства фото, нет ничего плохого. Вред настигает нас тогда, когда пользователи надолго увязают в потоке этих фото и видео и волей-неволей сопоставляют свою жизнь с тем, что видят онлайн. Постепенно у них складывается ложное представление о том, какая она — счастливая жизнь, и, как итог, они приходят к убеждению, что им стоит похудеть, сесть на экстремальную диету или прибегнуть к пластической хирургии, чтобы достичь идеала.

Но невозможность прийти к тому уровню жизни, который нам постоянно показывают, потому что это представление сформировано на основе ложных, созданных искусственно образов, приводит к ухудшению настроения, снижению социальной активности и, в худшем случае, к депрессии. 

Фото: источник

Как избежать негативного влияния соцсетей?

1. Нужно помнить, что всё, что вы видите в ленте — это не настоящая жизнь, а её отфильтрованная версия.

2. Не следует сравнивать себя с идеальными моделями на фотографиях. Их «идеальность» — результат работы большого количества специалистов — фотографов, визажистов, ретушеров, издателей и PR-менеджеров — который направлен на то, чтобы произвести на пользователя определённое впечатление.

3. Используйте соцсети для вдохновения. При грамотном подходе здесь можно найти много полезного контента. 

Изображение на обложке: источник