Фото: РИА Новости

Указом Президента России Владимира Путина 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия этого года – повысить престиж профессии учителя, говорить о ценности и значимости наставничества.

Фото: inlnk.ru

Константин Дмитриевич Ушинский – вот настоящий пример великого наставника и педагога: в 2023 году отмечается 200-летие со дня его рождения.

Каковы были принципы Ушинского в воспитании и обучении детей, и как он воспитывался сам?

Жизнь и характер Ушинского

Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1824 года в Туле. Его отец, Дмитрий Ушинский, был офицером в отставке и принимал участие в Отечественной войне 1812 года. С повышением отца семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли юношеские годы будущего великого педагога.

Фото: inlnk.ru

Первым наставником для самого Ушинского стала его любимая мама, которая умерла, когда Константину было всего 12 лет. Именно она учила его не только основам литературы, языкам и другим предметам, но и любви, заботе и человеческим отношениям.

Когда юного Ушинского отправили в гимназию, он был принят сразу в третий класс. Позднее он отзывался о своем первом месте учебы тепло и с любовью: Константин говорил, что педагоги гимназии не только учили, но и любили детей, а это – самое важное.

После окончания гимназии Ушинский становится студентом юридического факультета Московского университета. Преподаватели, профессора престижного вуза привили Ушинскому любовь к философии, литературе и праву. Именно в то время Константин впервые заинтересовался вопросами просвещения простого народа, безграмотности населения.

Первая работа в лицее

Устроившись на работу в Демидовский юридический лицей, Ушинский придерживался прогрессивных взглядов: со своими учениками молодой педагог вел себя достаточно неформально и открыто. Это, конечно, не нравилось его начальству.

Фото: inlnk.ru

В результате плохих отношений и непонимания со стороны начальства, Ушинский принимает решение уволиться и начинает заниматься переводами иностранных статей для журналов.

Гатчинский сиротский приют

В 1854 году Константин Ушинский устраивается на работу в Гатчинский сиротский приют – место, в котором учились будущие чиновники.

Фото: inlnk.ru

До прихода Ушинского оно славилось своими строгими порядками и безжалостной дисциплиной.

За время своей работы в институте Константин полностью изменил суть воспитательного процесса: отношения детей стали человечными и добрыми, а процесс обучения менее строгим, но более эффективным. Сам же Ушинский продолжал знакомиться с самыми разными работами по педагогике, а впоследствии написал свою собственную статью «О пользе педагогической литературы», которая стала одной из самых знаковых в его биографии. После написания именно этой статьи про Ушинского узнали: он начал сотрудничать с «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения».

Следующий этап — работа в Смольном институте

Следующим этапом в жизни Ушинского стал Смольный институт благородных девиц. Константин был против деления девушек на простых и знатных, считал необходимым одинаковое отношение абсолютно ко всем.

Фото: inlnk.ru

По его мнению, девушки должны были обучаться на русском языке, а в конце обучения им должна была присваиваться квалификация воспитательниц.

Также Ушинский регулярно проводил заседания, на которых вместе с другими педагогами он обсуждал важные темы и проблемы,  связанные с процессом обучения, выдвигал свои собственные предложения.

Именно благодаря ему формальные заседания превращались в дружеские и теплые беседы преподавателей, стремящихся создать лучшие условия и программы для обучения детей.

Константина Дмитриевича любили коллеги и ученики, а вот начальство, напротив, видело в нем не серьезного и сильного преподавателя, а всего лишь вольнодумца.

Чтобы избавиться от Ушинского, принимается решение отправить его в командировку продолжительностью пять лет.

Переезд в Европу и литературная деятельность

Переехав в Европу, Ушинский еще больше увлекся изучением работ по воспитательной и образовательной деятельностям, много внимания он уделял и литературе – как ее изучению, так и написанию.

Свои первые учебники для родителей и преподавателей «Родное слово» и «Детский мир» он написал в 1864 году. Эти книги стали «настольными» для учителей и впоследствии были переизданы множество раз.

Фото: inlnk.ru

Ушинский писал и художественную литературу: его детские сказки и рассказы («Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы») пополнили библиотеку юных читателей.

Говоря об Ушинском, нельзя не упомянуть его главный труд, который стал достойным окончанием его профессиональной деятельности – «Человек как предмет воспитания». Из-за внезапной смерти Константин Дмитриевич не успел завершить свою работу над ним, однако, даже несмотря на это, отрывки и цитаты из его последней и важнейшей работы встречаются во многих учебниках, написанных современными авторами.

Фото: inlnk.ru
Фото: inlnk.ru

Ушинский великий педагог и человек

Константин Дмитриевич Ушинский – пример не только великого педагога, выступавшего за доступность образования всем слоям населения, но и человека с большой буквы.

Человека, который считал, что главное в воспитании детей – их любить. И этой мыслью, словно красной нитью, пронизывал свои отношения с людьми, гениальные труды и просто всю свою жизнь.

Фото: inlnk.ru

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»

—  Константин Дмитриевич Ушинский