Young-adult — это относительно новое веяние в литературе. Кто-то относится к нему скептически, а кто-то уже влюбился в него. Но что из себя представляет этот жанр? Самый лучший ответ можно найти на одной из крупнейших международных ярмарок интеллектуальной литературы non/fictioN.

Фото: mskagency.ru

Тема весенней ярмарки – «Новые формы существования текста»

Интенсивное развитие информационных технологий в начале третьего тысячелетия повлекло за собой значительные изменения в жизни вообще и в жизни книги – в частности. Возник целый ряд новых явлений – электронные книги и библиотеки, аудиокниги, личные медиа, экосистемы, и теперь мы взаимодействуем с информацией по-другому. Ярмарка non/fictioNвесна стала местом встречи, где эксперты, авторы, издатели и читатели смогли обсудить новые формы существования контента и книги, а также направления его дальнейшего развития.

Young adult литература – краткосрочный ажиотаж или устойчивый тренд?

На встрече эксперты и авторы импринта young-adult литературы «Кислород» обсудили причины популярности и основные тренды одного из самых быстрорастущих сегментов книжного рынка.

На встрече были писатели: Николай Ободников, Герман и Тамара Рыльские, Надя Сова – Лолита Мирхусанова (руководитель направления «Книги для молодежи» издательства «РОСМЭН»).

Есть ли причины популярности жанра young-adult?

Лолита Мирхусанова: “Young-adult — широкое направление, которое интересует читателей разных возрастов. И если мы говорим именно о молодежи, хотя young-adult читает огромное количество взрослых людей, он очень простой в понимании и раскрывает животрепещущие для молодежи темы: дружба, любовь, предательства, дискриминация. Все очень близко и на языке, который молодежь понимает и впитывает. Думаю, что это и привлекает”.

Комфортно ли писать в этом жанре?

Герман Рыльский: “На самом деле young-adult — достаточно демократичен, и работается в нем действительно комфортно. Определение жанр — все же понятие условное, это больше направление, которое включает в себя массу жанров. И если мы говорим, что young-adult ориентирован по возрастной категории, то, пожалуй, это все-таки не подростковая литература, как это принято говорить за рубежом. Там, действительно, если мы обсуждаем этот жанр, подразумевается подростковая литература. Все-таки в наших реалиях актуальней говорить, что young-adult — чуть старше, чем подростки. Это молодежная литература, которая поднимает уже немного более серьезные вопросы.

Young-adult позволяет взрослым пережить состояния, которые эмоционально свойственны для подростков: первая влюбленность, яркие чувства, ощущение меняющейся жизни. Опять же оговариваясь, что на мой взгляд young-adult — не подростковая литература, а молодежная. Это молодые взрослые.”

Тамара и Герман Рыльские

Тамара Рыльская: “Это мое любимое направление. Мне кажется, что это подходит тем взрослым, которые не хотят быть взрослыми. Может для тех, кто хочет остаться в юности, в состоянии подростка”.

Надя Сова: “Это мой жанр целиком и полностью. Здесь я могу быть честной и не бояться загонять свою историю в рамки, рассказываю о том, что происходит у меня снаружи и внутри. В этом плане я люблю это направление, потому что ты выходишь из того, что не можешь сказать детям, но ты можешь говорить взрослым на своем языке, и они тебя поймут. Фишка молодежной литературы в том, что ты можешь чуть больше погрузиться в эскапизм, некий побег от реальности, и не быть “душным”. Взрослая литература с серьезной повесткой будет сильно грузить читателя. Именно в молодежной литературе ты можешь поговорить на серьезные темы, но сделать это легким для прочтения и понимания”.

Надя Сова

Есть ли минусы у young-adult?

Лолита Мирхусанова: “Young-adult — это круто. Даже если мы смотрим на рынок, то к этому жанру приковано огромное количество внимания, а это влечет за собой массивную волну новых книг. Возможно, читатели перенасыщены ими. Это что-то невероятное — книжный потоп, где покупателю надо расставлять приоритеты, ориентироваться. Из-за того, что наплыв большой и огромное количество авторов вливается в рынок, мы конкурируем между собой, чтобы привлечь внимание читателя. А у читателя колоссальная перегрузка. Ведь хочется прочитать все, а денег мало. Видимо, это один из минусов— недостаток средств.

Аудитория этого жанра очень влюбчивая,и как по мне, это единственное направление, где всем нужно сплоченное комьюнити для обсуждения. И тут конечно небольшой минус, потому что аудитория не только влюбчивая, но еще и очень требовательная. Она постоянно следит за тобой, и если что-то не нравится сразу постит это в социальных сетях. ”

Лолита Мирхусова

Надя Сова: “Минус, но при этом плюс — это конкуренция и огромная требовательность аудитории. У нас уже много книг в этом направлении, и тебе как автору надо не просто вывернуться наизнанку, но еще и показать, как ты это делаешь, и только тогда аудитория обратит на тебя внимание. Это плюс, ведь ты выходишь за рамки своего сознания, но одновременно и минус, потому что тебя постоянно должно что-то выкручивать вверх в этой конкурентной лестнице.”

Подытожим:

Young-adult — не подростковая литература, а молодежная. Это молодые взрослые.

Герман Рыльский

Потому что ты выходишь из того, что не можешь сказать детям, но ты можешь говорить взрослым на своем языке.

Надя Сова

Хочется прочитать все, а денег мало.

Лолита Мирхусанова

Тебе как автору надо не просто вывернуться наизнанку, но еще и показать, как ты это делаешь.

Надя Сова