Понятие какографии

Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» и обозначает метод обучения школьников грамотному письму, предусматривающий предоставление учителем текста, подвергнутого умышленному искажению. Отсюда и название «какографическое», то есть умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления допустимых в нем ошибок.

Целями использования данного приёма является:

  • проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников
  • формирование орфографической зоркости учащихся
  • развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников
  • повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии
  • формирование у учащихся самоконтроля


Я. А. Коменский указывал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее желание к знанию и учению. Наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом создания на уроках трудных ситуаций. Именно поэтому стоит применять какографические (неверные) написания предложений, требующих проверки.

Несвоевременное и частое употребление какографии может и отрицательно повлиять на школьника, потому что образ неверного, искаженно написанного, слова надолго задерживается в памяти ученика. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма: например, зрительный фактор. А ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Затем он отложится в памяти так сильно, что после этого надо будет написать слово сто раз, чтобы ликвидировать ошибку.

Стоит заметить, что рассматриваемая методика хороша лишь для закрепления усвоенного материала, иначе у учеников сформируется неправильное восприятие грамотной речи.

Вот что К. Д. Ушинский писал по этому поводу:

“Какография, употребляемая вовремя и с уменьем… занятие весьма полезное; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником”.

При формировании у школьников умения проверять данный в качестве задания текст нужно знать, что сначала в сознании ученика должен запечатлеться зрительный образ верно написанного слова. Только после отработки соответствующего правила можно упражняться с учащимися в поиске ошибок на изученное конкретное правило.

Очевидно, что самостоятельному корректированию какографических записей должна предшествовать коллективная деятельность учащихся по устранению ошибочных написаний. Она должна сопровождаться подробным комментированием выполняемых действий. Сигналом перехода от одной формы работы к другой для учителя может служить прочно усвоенный всеми школьниками алгоритм проверки.

Прием какографии подвергался критики в прошлом, однако основные его преимущества все-таки прослеживаются в отечественной методике.

Несмотря на здравые рассуждения, этот метод так и не получил признания, поэтому на данный момент используется в малочисленном количестве.

Исторический аспект

В начале XIX века Н.И. Греч выпустил новый тип пособия, который
назвал «Корректурные листы русской грамматики» (1823). Там были представлены упражнения, предполагавшие исправление специально допущенных ошибок. Сущностью работы — корректированием записи — и было подсказано название упражнений — корректурные. Однако распространяться и обсуждаться прием начал лишь во второй половине XIX века.

Основоположником идеи следует считать Греча, но наиболее популярным данный метод стал благодаря работам Петра Мироновича Перевлесского.

Перевлесский является автором учебников по русским и старославянским языкам, активно используемых в школьном обучении во второй половине XIX века. Некоторые историки отечественного языкознания рассматривают синтаксическую систему филолога в ряду с грамматиками Греча, Востокова и Давыдова. Наследие Перевлесского включает в себя такую работу, как «Практическая орфография с предварительными к ней замечаниями» (1842).

П.М. Перевлесский считал, что обучить правописанию, которое бы обратилось в привычку и приросло к перу, одним изучением правил нельзя. Филолог понял, что дети меньше и реже ошибаются в тех словах, которые им чаще встречались. Поэтому методист решил создать книгу, в которой прием какографии должен стать вернейшим и единственным средством для приобретения навыков правильного письма.

В истинности мысли, что нужно учить так, чтобы орфографические трудности встречались как можно чаще, Перевлесский убедился еще раз, когда обратился к опыту зарубежных методистов. Книга «Orthographsche Vorlegerblatter und Vebungssucke von Baumgarten» (1816) с какографическими текстами была признана практическим руководством в учебных заведениях Германии.

Перевлесский теоретически пытался обосновать целесообразность и эффективность этого приема, обучая детей русскому языку. Доказано, что с его помощью удается повысить грамотность учащихся, сформировать у них действие механизма орфографического самоконтроля, повысить мотивационный и контрольно-оценочный компоненты учебно-познавательного процесса.

В истории отечественной методической мысли отношение к приему какографии менялось от безоговорочного признания полезности и спасительности его применения до оценки его как «лучшего способа привития неграмотности». После Греча и Перевлесского использование в педагогической практике корректурных упражнений допускали В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, Н.А. Корф и К.Д. Ушинский.

Применение какографии в настоящее время

В современной методической науке до сих пор нет единой точки зрения о том, насколько полезна какография. Корректурным упражнениям нельзя придавать универсальный характер. Это один из многих приемов в работе учителя по формированию орфографической грамотности у детей, требующий учета различных факторов.

Однако этот метод помогает применить изученные правила на практике. Он создает нестандартные и трудные условия для ученика. Какографией пользуются многие учителя, даже не подозревая о названии и истории создания данного приема.

Фото: klubmama.ru