Фото: getuppo.com

Облачный гейминг — способ запуска компьютерных игр, при котором они открываются на удаленном сервере, а не на устройстве пользователя. Далее сервер передает аудио и видео на устройство ввода. При этом пользователь управляет персонажем собственноручно.

Облачный гейминг получил широкую известность после начала эпидемии коронавируса. Теперь на сайтах, предоставляющих данную услугу, купив подписку вы можете поиграть в такие шедевры игровой индустрии как: Cyberpunk 2077, Metro: Exodus, Dark Souls III и многие другие. Так же на сайтах присутствует система привязки ваших аккаунтов от таких игровых магазинов как Steam, Epic Games и т.п. Начать играть можно на любом устройстве, начиная от вашего телефона или старенького ноутбука, заканчивая 4К телевизорами. 

Правда есть и минус. Если у вас дома 2.4 ГГц роутер, то вы получите не удовольствие от процесса игры, а только раздражение от постоянных зависаний. Для комфортного облачного геймплея вам потребуется хороший интернет и роутер 5 ГГц. Даже при хорошем интернет-соединении могут происходить зависания, но не слишком часто. Скорость — это не всё, что нужно от интернета. Ещё важно время задержки и количество потерянных пакетов.

Популярные сервисы облачного гейминга:

  • Xbox Cloud Gaming;
  • Amazon Luna;
  • Google Stadia;
  • PlayStation Now;
  • GeForce Now.

Как работает облачный гейминг?

Когда пользователь подключается, ему выделяется сервер, внутри которого стоит полноценная видеокарта. Виртуальная машина запускает игру и рендерит кадры, получая команды от пользователя. Можно скачать приложение облачного гейминга и поиграть, не думая о железе, операционной системе и драйверах. Также это очень полезно, если ваш компьютер слабый, а вы очень хотите поиграть на ультра графике. Доступ вам дают только к железу, а игры вы приносите с собой. При коннекте с удалённой машиной открывается Steam, Origin, EGS или GOG, вы заходите туда с личного аккаунта и запускаете то, что купили.

Как работает облачный гейминг / Источник: nvidia.com

Как управляют игрой через облако

Сервер следит за нажатыми клавишами и движениями мыши, игра их обрабатывает, картинка меняется и отправляется снова на компьютер. И так раз за разом. Задержка при облачном управлении игрой, безусловно, есть, но при хорошем интернете она не будет мешать игре.

Попытки Российских компаний создать сервис облачного гейминга


DROVA

Плюсы

  • Компания не обладает собственными ПК, а берет их в аренду у обычных людей. Мерчант получает 80% от суммы, которую приносит его сервер
  • Поддерживается на компьютерах выпущенных менее чем 8 лет назад
  • Для абонентов МТС действует скидка
  • Стабильный софт

Минусы

  • Компания не несет ответственность за качество соединение, работоспособность, онлайн и обновления
  • Скорость интернета была выше 30 Мб/с
  • Плохая синхронизация сохранений
  • Время для теста 20 минyт
  Источник: gameout.ru

PlayKey

Работает с 2014 года. Один из наиболее узнаваемых сервисов облачного гейминга в России

Плюсы

  • Играть можно на системах выпущенных 5-7 лет назад
  • Количество игр неограниченно, добавляется вся библиотека пользователя из Steam, EGS, Uplay и других совместимых сервисов
  • Сервера доступны практически всегда, и поиграть можно в любой момент
  • Сдавая в аренду ПК, можно заработать

Минусы

  • Пропускная способность сети должна быть не менее 10 Мбит/с
  • Неудобная тарификация. Если вы играете по 2-3 часа в день, то цена действительно приемлема. Если вы тратите на игры гораздо больше времени, рекомендуем поискать другие варианты
  Источник: csgoluxe.ru

Beeline Gaming

Работа сервиса началась в 2019 году 

Плюсы

  • Бесплатная пробная игра доступна 1 час
  • Имеет обширный, удобно рассортированный каталог игр и хорошее качество передачи картинки, благодаря привязке к PlayKey
  • Невысокая цена

Минусы

  • Работает только с Windows, никакие другие системы не поддерживаются
Источник: artlebedev.ru

NVIDIA GeForce NOW (GFN.ru)

Плюсы

  • GeForce Now использует исключительно свои игровые мощности
  • Игра через браузер
  • Функция Freestyle позволяет игроку корректировать яркость, контрастность, насыщенность и множество других параметров, влияющих на итоговую картинку
  • Преимущество с подпиской у МТС или у Билайна
  • Существует бесплатный тариф

Минусы

  • Отсутствие клиента для ios
Источник: games.mail.ru

Поиск самого выгодного сервиса

Проведя подсчёты, взяв за время в игре 2 часа, выяснилась стоимость предложенных выше облачных сервисов:

  • DROVA — 21,900 руб/год
  • PlayKey — 26,280 руб/год (самая дешёвая подписка)
  • Beeline Gaming — не существует на данный момент
  • GeForce Now — 18,000 руб/год (Premium подписка)

Если взять ПК, который примерно сопоставим по железу с серверами облачных сервисов (RTX 2060, Intel Core i5 10700 F), стоимостью около 70 тысяч российских рублей, то выйдет, что за 4 года, не используя сервис GeForce Now, вы бы купили бы себе такой компьютер без монитора и периферии.

Поэтому, хоть через время это и окупится, но если вы не самый заядлый игрок в компьютерные игры, то облачный гейминг все-таки выгоднее, а если учитывать замену комплектующих в ПК, выходит совсем большая разница.

Облачный гейминг в мире

Начало облачному геймингу положила в 2009 году компания Onlive. Но на тот момент индустрия была не готова к таким открытиям и про проект забыли. Новое рождение эта идея получила в “карантинные времена”. Спрос на компьютерные игры поднялся, а возможности покупать дорогостоящие компьютеры не было. Облачный гейминг был легким в использовании, не требующий больших знаний в железе.

Sonic, Microsoft и Nvidia стали одними из самых крупных компаний, предоставляющие услуги  облачного гейминга. В 2020 году начались активные действия этих компаний в освоение облачного гейминга. В феврале этого года Nvidia впервые за последние 8 лет предложила доступ к облачным играм. Уже в сентябре того же года компания Microsoft объявила о доступе на Xbox к 150 играм в высоком качестве.

Следует остановиться на Microsoft, ведь это претендент на звание монополиста на игровом рынке. 18 октября 2022 была объявлена покупка разработчика Warcraft и Call of Duty. Сделка будет закрыта в 2023 году. После ее закрытия, Microsoft станет третьей по величине игровой компанией в мире по выручке после Tencent и Sony. Покупка Blizzard прежде всего усиливает позиции корпорации в противостоянии с Sony на рынке консолей.

«Microsoft явно видит большую перспективу в игровом направлении, монетизации геймерской аудитории и синергии с другими своими решениями, например облачными сервисами»

— заявил в разговоре с РБК директор по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce Ярослав Мешалкин

Компании Sony будет сложнее будет удивлять эксклюзивами.  

Перспективное использование облачного гейминга для себя увидели различные социальные сети: Вконтакте, Facebook (признан экстремистской организацией на территории РФ), Mail.ru и другие. Их главная мотивация — это дополнительный заработок.

А такие компании, как Huawei, МТС, Билайн, Мегафон и другие, видят плюс использования облачного гейминга в улучшении девайса телефона и, следовательно, повышенного спроса к продаже. 

Тенденция перехода на использование сервисов облачной структуры

Сервисы облачной инфраструктуры — самые быстрорастущие облачные сервисы, рост которых составляет более 40%.  Глобальные расходы на публичные облачные сервисы к 2023 году увеличатся более чем вдвое. Публичное облако — это облако, используемое несколькими компаниями или организациями. Публичные облака используют Microsoft, Amazon, Google. Переход на облачные структуры объясняется их безопасностью, доступность в денежном плане и стремительным развитием.

Облачный гейминг — стимул к развитию интернета

Для улучшения работы сервисных геймингов необходим быстрый интернет. А так как всё больше организаций и людей пользуются этим видом сервисов, то встаёт острый вопрос улучшения сети. В России технологию 5G тестируют в преимущественно крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Томске, в техноградах Иннополис (рядом с Казанью) и Сколково.

Повсеместно 5G планируют запустить в 2024 году.

Авторы: Полина Колотушкина, Алексей Щербинин

От Полина Колотушкина

Корреспондент, автор, публицист издания “Слово – за нами!” Ведущий специалист раздела "Общество"