Женщины снимаются редко, а снимают еще реже чем мужчины. Чаще женские персонажи являются лишь дополнением к основному сильному и мужественному герою. В то время как мужчина решает главный конфликт в сюжете, женщина становится украшением кадра. Она выглядит беззащитно и уязвимо, что создает контраст с главным героем. Примеров такого гендерного дисбаланса в киноиндустрии много. Сюда можно отнести и франшизу о Джеймсе Бонде, и сиквел «Крепкий орешек».

Однако в результате развития движения феминизма, кино начали изучать с точки зрения отношения к женщинам. Это положило начало Феминистской теории кино. С момента своего возникновения эта теория оказывала значительное влияние на киноведение, и в ней использовалось множество подходов к анализу фильма. Одним из выводов, к которому пришли последователи этой теории это то, что кинематограф не просто является отражением социальных отношений, но и сам активно участвует в конструировании половых различий. Так, у зрителя возникает четкое определение стандарта как для женщин: красивая, элегантная, уязвимая; так и для мужчин: сильный, мужественный, решительный.

Как феминизм перевернул киноиндустрию

С тех пор, как в современном обществе начали меняться тенденции, а сексизм стал публично порицаем, кинематограф тоже претерпел изменения. Образ «сильной женщины» стал популярным архетипом в фильмах, а мужчинам разрешили плакать.

2010-е годы стали новым этапом в развитии и трансформации феминизма. С этого времени начинается новая волна широкой огласки борьбы за права женщин в мировых сообществах и массовой культуре.

Современная рыночная конкуренция диктует участникам жесткие правила – завоевание публики любыми средствами. Успешно продвигаются те фирмы, которые завоёвывают внимание назойливой рекламой и высоким информационным шумом.Таким образом, коммерческие фирмы начинают продвигать феминизм как тренд, используя при этом крайние его выражения и интерпретации для большего резонанса. Фем повестка становится не адекватным представлением идей феминизма, а безвкусно вставленной везде «повесточкой» с целью получения прибыли, зрителей, наград.

Здесь важно уточнить, что подразумевается под повесткой. Фем-повестка — это идеологии, политические и социальных движения, направленные на расширение и уравнивание прав для женщин и преодоление сексизма.

Киновселенные как «Marvel» и «DC» с каждым новым фильмом всё больше внедряют в свои франшизы образ сильных и независимых женщин. При этом радикально настроенных по отношению к противоположному полу. Так, в фильме «Капитан Марвел» на предложение мотоциклиста главной героине улыбнуться, она с силой сжимает его кисть и говорит: «Вот тебе предложение: ты дашь мне свою куртку, шлем и мотоцикл, а я сохраню твою руку». Мужчина в страхе спасается бегством, в то время как главная героиня усмехается: «Не хочешь ли ты мне улыбнуться?».

С помощью одного персонажа «Marvel» обеспечили себе образ компании, желающей идти в ногу со временем и освещающей гендерные проблемы. Однако, позже, некоторые пользователи в Twitter назвали данный эпизод проявлением «токсичного феминизма». Однако стоит понимать, что существует и позитивное представление феминизма в массовой культуре.

«Проблема в том, что всё исходит из необходимости сделать повестку, а не кино. И делают повестку, поэтому отвратительная интеграция и отвратительное кино. Я думаю, что это просто делает кино хуже»

— так комментирует ситуацию с «повесткой» кинокритик и блогер BadComedian

Разберем на конкретных примерах

Не только «Marvel» обеспечили себе имидж прогрессивной компании. Шаблонных «сильных» женских персонажей стали вставлять и в сериалы, и в ремейки фильмов. Однако, в плохом фильме повестка сразу привлекает внимание и становится для зрителя главной проблемой слабого кино, а хорошему фильму – это вполне можно простить.

Дом Дракона

Недавно вышедший сериал по мотивам книг Джорджа Мартина получил неоднозначные оценки. Перенасыщенная «сильными» женскими персонажами история быстро начинает наводить скуку. Рейнира Таргариен уже будучи подростком отказывается и от замужества, и от рождения детей. Её больше привлекают полёты на драконе и власть. Однако через несколько серий у неё уже есть два сына и темнокожий муж гей. Такая попытка освещения фем повестки была встречена зрителями с большой долей скептицизма. Им не хочется видеть перед собой очередную «Мать драконов», но с плоским характером и мотивами.

Однако в сериале можно найти и более хорошие примеры освещения повестки. Так, много времени уделили родам, где женщины показаны не красивыми и надушенными, а похожими на реальных рожениц. Благодаря таким сценам сериал получил дополнительные негативные рецензии на Кинопоиске от мужчин:

Фото: kinopoisk.ru

Корень проблемы в том, что Голливуд десятилетиями приучал, что:

«Все женщины в кадре должны быть привлекательными»

Всё это отголоски раннего кино, смотря которое, большинство зрителей «Дома дракона» выросло. Это нормально и, более того, научно объяснимо. Мы склонны отрицать все, что нам непривычно и неблизко.

Кадр из сериала "Дом Дракона"
Фото: storage.googleapis.com

Чудо-женщина

Фильм получил 93% положительных рецензий на Rotten Tomatoes и $821 847 000 сборов по всему миру. В команде Лиги справедливости появилась женщина, а «DC» привлекли новую аудиторию. Но, как высказался режиссер Джеймс Кэмерон, что хоть принцесса амазонок Диана и выступает за идеи феминизма, она при этом не перестает быть иконой сексуальной объективации. Об этом зрителям весь фильм напоминает не только её костюм, но и большое внимание мужчин к её персоне.

Кадр из фильма "Чудо-женщина" 2017
Фото: media.glamour.com

Диане удалось показать, что женщины тоже могут бороться со злом. Воспитанная амазонками, она стала прекрасной возможностью для режиссеров и продюсеров, раскрыть «женскую силу» массам.

8 подруг Оушена

Этот фильм заслуженно имеет большую армию фанатов среди женщин. Здесь вы не увидите шаблонно «сильных» женщин. Как раз одна из задач картины — показать, что все женщины разные.

Кадр из фильма "8 подруг Оушена"
Фото: media.gq.com

Фильм получил средние оценки, а в рецензиях часто проскакивает звание «копипаста мужского кино». Да, многое взято от оригинальной серии Содерберга, однако «8 подруг Оушена» имеет и свои достоинства.

  1. Прекрасный каст, состоящий из Сандры Буллок, Кейт Бланшетт, Энн Хэтэуэй, Хелены Бонем Картер, Рианны, Сары Полсон и других актрис;
  2. Проработанные костюмы и образы;
  3. Репрезентацию постулатов фем сообщества, которая не основана на гиперболизации и ущемлении мужчин.

«Заканчивайте с «сильными» женщинами, пожалуйста. Давайте просто быть женщинами. Я хочу понять каково это сыграть женщину и точка. А если не «сильная», то… какая? Есть какой-то другой вариант? Слабая?»

— высказалась Эмилия Кларк в интервью на Каннском кинофестивале в 2018 году

В фильмах, где «повестка» занимает роль рекламы, происходит подмена понятий. От феминизма как борьбы за равноправие мы получаем агрессивно настроенное движение с большим числом последователей. Они не знают, за что бороться, кроме как против любого проявления патриархальных черт в обществе и за место на пьедестале рядом с мужчинами.

Фото на обложке: images.hdqwalls.com