Фото: bangkokbook.ru

В России продолжают расти цены на развлечения. Больше всего выросла стоимость билетов на театральные постановки, о чем сообщили в компаниях «MTS Live», Ticketland и «Яндекс афиша».

«Цены на билеты в театр повышаются не более одного раза в год и только на процент инфляции»,

— заверил директор Государственного академического театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок.

Сравнение средних чеков на театральные постановки за начала 2023 и начала 2024 годов является тенденцией увеличения цен на билеты, которые прослеживаются на федеральном и столичном уровнях.

Процесс ценообразования на спектакли является сложным балансом между финансовой устойчивостью театров и доступностью культурных мероприятий для крупной аудитории. Поэтому, варьирование стоимости билетов должно сопровождаться и соответствующим улучшением качества и разнообразием программ.

От чего зависит варьирование цен на билеты?

Средняя цена билетов в театр в регионах, по данным агрегаторов, составила около 700 рублей, что на 13 % выше уровня прошлого года. Показатель по Москве — около 2,5–3 тысяч рублей. 

Спрос растет также и на мюзиклы. По данным агрегаторов, количество проданных билетов по России выросло на примерно 14 %, а в Москве — на 6 %.

Фото: culture.gov.ru

Репертуарная политика театра тоже влияет на варьирование цен. Например, в Большом театре в начале 2024 года заметно выросли цены даже на самые дальние места. Самый дорогой билет на балет на Историческую сцену, которая является самой популярной и привлекательной для зрителей, сейчас стоит 25 тысяч рублей, а самый дешевый — 1200 рублей. При этом, пару месяцев назад билеты на балет продавались в размере от 800 рублей до 15 тысяч, а на оперу — от 400 рублей до 8 тысяч. 

Фото: bangkokbook.ru

Премьера спектаклей, на которые наблюдается повышенный спрос, или довольно не новые театральные постановки, которые проводятся в малых залах и около 1 раза в месяц, тоже являются причиной повышения цен на билеты. 

На примере спектакля «Одна абсолютно счастливая деревня» в Мастерской Петра Фоменко, который очень редко появляется в репертуаре и проводится в зеленом зале старой сцены, цены на билеты начинаются с 5 тысяч рублей и заканчиваются 30 тысячами рублей, а открытие сайта на покупку билета происходит в определенный день и время, о чём заранее предупреждает театр.

Директор Мастерской Андрей Воробьев рассказал, с чем связан такой рост цен:

«У нас в театре есть несколько категорий спектаклей. Первая — это спектакли, которые становятся коммерческой составляющей жизни театра. На них спрос всегда выше, чем предложение: количество зрителей, которые хотят увидеть постановку, гораздо больше, чем то количество билетов, которое театр готов выпустить в продажу. Соответственно, на них появляется спрос не только у зрителей, но и у спекулянтов. 

Для того, чтобы этих спекулянтов обойти и те деньги, которые они зарабатывают на перепродаже билетов, пошли не к ним в карман, а в кассу и, соответственно, были направлены на уставную деятельность, театр вынужден какой-то процент билетов выпускать на рынок по достаточно высокой цене. То есть эту цену определяют больше спекулянты, чем сам театр — нам это нужно для того, чтобы составить им конкуренцию. Но спекулянт по высокой цене предлагает билеты не слишком высокого качества, театр за эти же деньги готов предоставить самые лучшие места в зале. И это делает спекулянта менее конкурентоспособным. 

Фото: newteatr.com

Во вторую категорию входят спектакли, на которые спрос ниже. Это, как правило, сложные, экспериментальные, поисковые работы, сделанные по произведениям трудных для восприятия авторов. Они делаются не столько для зрителя, сколько для самого театра: они важны для нашего творчества, поиска, эксперимента, для чувства достоинства театра, который делает спектакли не только на потребу публике. Конечно, это тоже важно, зрителю нужно иногда отдохнуть, посмеяться, повеселиться, для этого существуют комедии, детективы. 

Но есть постановки, которые нужны театру. Ведь театр вообще-то должен заглядывать в будущее, идти вперед, стараться помочь зрителю не деградировать, а развиваться. И с этой целью создаются именно такие работы, которые востребованы гораздо меньше и продаются не на 100 %. Естественно, на эти спектакли ценообразование совсем другое, главное — остаться в рамках нормальной статистики, чтобы продать 70–80 % билетов. Те же деньги, которые нам удается заработать от продажи билетов, мы направляем на развитие театра, создание новых спектаклей, закупку оборудования, повышение заработной платы сотрудникам, на новые технологии. 

В отличие от частного театра, мы не обязаны обязательно окупить проект. Окупаемость спектакля не является принципиальной необходимостью… Поэтому, приступая к каждой новой работе, мы думаем о целесообразности ее с точки зрения художественной и творческой…. Ни эксплуатация здания, ни коммунальные платежи, ни заработная плата коллектива, ни стоимость постановки — ничто не рассчитывается в стоимость билета по одной причине: все это заложено в размер государственной субсидии. 

Новый спектакль не будет создан, если у нас нет на него бюджета изначально. Вообще, создавая новые спектакли, театр не столько думает о доходе, сколько о своем предназначении. О том, для чего он вообще существует». 

Фото: bangkokbook.ru

Поход в театр — сохранение культурных ценностей в обществе

Предписанием департамента культуры Москвы, театры могут заключать контракты через сервисы-агрегаторы с комиссией не выше 4 %. 

Некоторые театры за счет повышения цен компенсируют расходы, так как за эти два года подорожали светотехническое оборудование и музыкальные инструменты.

«Стоимость билетов зависит от популярности театра и спектакля, его новизны и длительности в репертуаре»,

объясняет политику ценообразования Михаил Минин

Директор Вахтангова Кирилл Крок также не согласился с утверждением о резком росте цен. При этом у театров, по его словам, есть возможность «значительно увеличить цену» на фоне высокого спроса зрителей.

Поддержка от государства театров как финансовая, так и культурная, играет ключевую роль в сохранении и расширении культурных ценностей в обществе. Поэтому варьирование цен на билеты в театр является важным фактором ценообразования и инфляции в целом. 

Многие театры также предоставляют возможность бесплатно посетить спектакль, если человек является студентом театрального института и заранее записывается в список на свободные места. Если они будут, то администратор театра имеет право допустить зрителя на то количество свободных мест, которые имеются в зале.