12 февраля прошел премьерный показ спектакля «Говори со мной» в постановке Эльдара Трамова. «Говори со мной» основан на сюжете пяти одноактных пьес американского драматурга Теннесси Уильямса, включенных в сборник «Пятерка теннисистам» (пер. Василия Аксенова). Театр Вахтангова знакомит зрителя с сюжетом этих малоизвестных пьес

Поставленный на Новой сцене «Говори со мной» рушит границы между актером и зрителем. Во-первых, артисты не возвышаются над публикой, а та, в свою очередь, не задирает кверху головы. А, во-вторых, рушится та самая «четвертая стена», благодаря вовлечению публики в действие на сцене.

По словам постановщика, в спектакле присутствуют два мотива:

«Первый – мотив одиночества, отчуждённости творческого человека, его неспособности в полной мере ощутить себя частью прекрасного целого. Второй – мотив спасения человека в придуманном мире. Это мир, скорее, волшебный, выстраданный самим человеком; этот мир хранит его от бессмысленного существования; через этот мир есть шанс преодолеть отчуждение».

В спектакле Эльдара Трамова в каждой отдельной пьесе доминиурует отдельный цвет. Так, например, в первой – розовый, во второй – голубой, в третьей – желтый, в четвертой – зеленый, в заключительной – черный с белым. 

Занавесом, связывающим начало и конец спектакля, выступает желтое полотно с черным силуэтом дома и диска солнца (или луны). Кажется, будто нас, зрителей, будут впускать внутрь этого дома, показывая разные «комнаты» с различным сюжетом.

Занавес перед началом спектакля «Говори со мной»
Фото: Богдан Клементьев

Еще не дожидаясь третьего звонка, пока собирается публика, из этого «дома» выходит женщина во всем черном: начиная с волос и заканчивая платьем. Несколько минут она стоит молча, но после третьего звонка приветствует толпу и просит отключить гаджеты. Затем появляется пара: врач (Данила Гнидо) и медсестра (Александра Стрельцина) – занавес поднимается, и нас переносят в отдельное от сюжета явление.

Джо и Сильва

Первое явление – пролог к началу. На сцене появляются писатель Джо (Карен Овеян), а позже и его друг Сильва (Виталий Иванов). На полу лежит множество коробок с рукописями. Из сценки мы понимаем творческую натуру Джо, его писательское ремесло. Не произнося ни слова, Джо то и дело бросает коробки, из которых вылетают листья с написанным текстом. Герой также засовывает голову в аквариум, в котором находится миниатюрный дом. Появляется видимый контраст между героем и декорацией, будто Джо смотрит на здание и что в нем происходит своими глазами, но со стороны. 

Кадр из спектакля «Говори со мной», Театр Вахтангова
Источник: «Театр Вахтангова» ВКонтакте

На подмостках появляется Сильва, забавный и несколько карикатурный по поведению, если сравнивать с Джо. Старые приятели ведут диалог, из которого мы узнаем, что Джо работает над проектом и должен лететь в Буэнос-Айрес. Спустя еще несколько минут желтое полотно поднимается, герои уходят за кулисы. Начинается первая пьеса.

«Портрет Мадонны»

В ней главенствует розовое освещение, розовые декорации и костюмы. Изображается комната Лукреции (Яна Соболевская): софа, торшер, граммофон, стены – все одного цвета.

Лукреция (Яна Соболевская) напоминает хрупкую фарфоровую куклу: с бледной кожей, рыжими волосами и розовым платьем. В своем эмоциональном монологе героиня повествует о своей жизни, о матери, которая «должна вскоре прийти». Вспоминает она и своего любовника «мистера Ричарда», от которого беременна и ждет внебрачного ребенка. 

Из-за дверей появляются портье (Карен Овеян) и лифтер (Виталий Иванов), тоже одетых во все розовое. Персонажи напоминают «двоих из ларца» из известного советского мультика. 

Кадр из спектакля «Говори со мной», Театр Вахтангова
Источник: «Театр Вахтангова» ВКонтакте

«О, Ричард!..» – время от времени с душераздирающим воплем кричит Лукреция.

Ричард, как мы дальше узнаем, случайно повстречал девушку. У обоих друг к другу вспыхнули чувства, однако было одно препятствие, мешавшее счастью: у Ричарда есть своя семья.

И так, на протяжении постановки этой пьесы, Лукреция ждет своего возлюбленного. Ее реплики, движения усиливают трагический пафос действия.

«Говори со мной, словно дождь…»

Декорации минималистичны. Доминирующий цвет – синий. Задник сцены – стена с окном, из которого слабо пробивается свет голубого оттенка. Слева – кровать с изголовьями, справа – стул, на котором находится что-то, прикрытое белой простыней. 

Действие происходит между Мужчиной, художником (Карен Овеян) и Женщиной, его музой. Он лежит на кровати, в одной белой майке и брюках. После первой реплики «Который час?» и последующий ответ женского голоса мы понимаем, что прикрытое «что-то» – девушка (Анна Ляхова), которая держит прозрачный стеклянный стакан. Она сидит, замерев, в той позе, которая, действительно, подобна музам: олицетворение изящности, утонченности, легкости.

Она смотрит на Мужчину сквозь стакан.

Кадр из спектакля «Говори со мной», Театр Вахтангова
Источник: «Театр Вахтангова» ВКонтакте

Пока он лежит, девушка подходит к окну, раскрывает створки. Снаружи светит белый свет, играет музыка. Как только она закрывает их, – ни света, ни музыки.

Художник просыпается. Он подавлен. Чувствует одиночество, несмотря на присутствие возлюбленной. Персонаж не вызывает ничего, кроме жалости. На такое, конечно, подталкивает и холодный синий цвет.

«У меня все болит, как будто меня спустили с лестницы. Не то что упал, а вот именно как будто ногами били <…> » – произносит герой.

Вся пьеса представляет диалог, подобно «чеховскому». Порой действующие лица будто специально не хотят слышать друг друга, из-за чего теряется ход повествования. Ближе к концу Женщина делится своими мечтами о будущей жизни. Она понимает, что именно возлюбленный тяготит ее («Ну, говори со мной, словно дождь, и не мешай слушать, давай я вот здесь прилягу и буду слушать»), что не приведет к осуществлению романтических воображений. 

Но духовная близость берет верх. После его слов «Бэби, вернись, иди сюда!», она ложится на кровать и засыпает в позе эмбриона, а он растирает вокруг нее простыню под нагнетающую драматизма музыку. 

Она встает, кровать поднимается, и мы видим, что то место, где лежала она осталось такого же цвета, как и простыня, а все вокруг – коричневато-зеленое, словно покрытое грязью.

«Отчужденная собственность»

По длине сцены – желтый короб. По нему, будто по канату в цирке идет девушка (Анна Антонова), лохматая с взъерошенными пепельного цвета волосами. Она крадется, пытаясь держать баланс. Также на полу сидит Том, как прилежный ученик. В желтой курточке, надетой поверх белой рубашки и в черных брюках. 

Кадр из спектакля «Говори со мной», Театр Вахтангова
Источник: «Театр Вахтангова» ВКонтакте

Комично сделана аллюзия на мультфильм в моменте знакомства героев.

— Тебя как зовут?
— Том. А тебя?
— Джерри. Шучу, Уилли.

Героиня рассказывает о себе. Ее сестра находится «на костяном огороде» (кладбище). Прошлое Уилли полярно отличается от ее настоящего. Раньше в их доме играла музыка, звучала гавайская гитара (в этот момент она изображает, будто играет «Smoke on the water» группы «Deep Purple»). Однако в их дом пришло несчастье: сестра Уилли заболела «легочной болезнью».

Несмотря на потерю близкого человека, в интонации девушки, находящейся в крайне тяжелом состоянии, чувствуется сила и желание продолжать жить. Причем на ее фоне Том выглядит робким школьником.

«В книжном магазине»

Лайла (Марина Есипенко) в четвертой пьесе появляется на сцене на передвижной платформе, бутоне зеленой розы. В этом действии – монолог-мемуары героини. Она рассказывает зрителю, что у них с мужем, Джейкобом, есть совместный бизнес, книжная лавка, доставшаяся от родителей супруга. Магазин является одним из тех символов, который тяготит девушку. Повествование о себе она включает в «историю», которой делится со зрителем.

На Лайле надето зеленое длинное платье. На шее висит ключ – второй символ тяготы. Он «привязан» к ней.

Героиня мечтала стать актрисой. Когда рассказала об этом мужу, тот оказался против. Однако стремление к лучшей жизни взяло верх и не повлияло на твердое решение Лайлы.

На память Джейкоб вручил ей ключ, которым она сможет отпереть дверь книжного магазина, когда надумает вернуться к супругу.

Рассказывая о своей гастрольной жизни по Европе, Лайла встает на «розу», которая служит ей импровизированной сценой. На ней она потрясающе поет, как певица 1960-х. Освещение, прическа, голос роднят героиню с Мэрилин Монро.

Кадр из спектакля «Говори со мной», Театр Вахтангова
Источник: «Театр Вахтангова» ВКонтакте

Лайла ломает «четвертую стену» и вовлекает зрителя в действие. Он подсказывает девушке ранее сказанные ей фразы.

Лайла смела. Под конец она решительно срывает ключ со своей шеи и бросает его в сторону. Но сидящий вокруг нее (как и другие персонажи) Сильва, убегает за кулисы и преподносит Лайле ключ. Та берет, но нехотя; смотрит с укоризной на Сильву. Бросает ключ снова, Сильва возвращает. Так происходит еще один раз. Лайла выходит на авансцену, опять бросает ключ и уже хочет уйти за кулисы, но… тягость не позволяет. Она возвращается, поднимает ключ и уходит вместе с ним за кулисы.


Перед показом следующей пьесы нас отсылают на сюжетную линию вокруг Джо. Он и его сестра Мальва (Анастасия Джентилини) спорят, как кажется сначала, о бытовых проблемах. Но потом мы узнаем, что девушка влюблена в легкомысленного Сильву. Против такого выступает Джо. Он не готов к изменениям и не может смириться с самостоятельностью сестры. Она для него по-прежнему маленькая. Спор между героями усиливается. Джо повышает тон и упрекает Мальву в инфантильности и легком поведении. 

Кадр из спектакля «Говори со мной», Театр Вахтангова
Источник: «Театр Вахтангова» ВКонтакте

Все действие происходит в доме Джо. Доме, где некогда жила его полная семья вместе с Мальвой и матерью. 

Успокаивает брата с сестрой мать героев (Александра Стрельцина). По сюжету героиня мертва, но все равно присутствует на сцене. Как будто мать, даже находясь в загробном мире, переживает за своих детей и не хочет допустить их разлада. Ничего не произнося, она встает между Джо и Мальвой и не дает им – не дай бог – ударить друг друга. Что можно ожидать от бури эмоций?..

Мальва решает покинуть дом навсегда. Она говорит, что когда здание продадут, «из него всю мебель вынесут», а самого Джо «и с места не сдвинут». Настолько трагично показан консерватизм взгляда и нежелания жить новую жизнь. Безусловно, это отсылает на Любовь Раневскую из «Вишневого сада». Только ее повадки заключены уже в мужской образ.

«Не могу представить, что будет завтра»

Он и Она (Олег Макаров и Ольга Тумайкина). Герои появляются внутри выдвижной платформы, белой коробки, изображающую комнату. На задней стене этой «коробки» вырезаны силуэты голых деревьев. 

Проблема героя – в его неспособности выразить мысль словами. Он может признаться в любви, но только на бумаге. 

Кадр из спектакля «Говори со мной», Театр Вахтангова
Источник: «Театр Вахтангова» ВКонтакте

Она дополняет каждую его фразу. Это, даже кажется, и есть идеал любви, когда один понимает другого с полуслова в прямом смысле.

Он. Сегодня. Сегодня я ходил.
Она. В клинику?
Он. Да.
Она. Что ты им сказал? И что они тебе сказали?
Он. Я говорил только с девушкой, ну с…
Она. Регистратором?
Он. Да, она мне дала бумагу, ну…

Эта пьеса – высшая точка драматизма. Дальше по сюжету происходят странности во взаимоотношениях героев. Она его прогоняет из своей комнаты, говорит, что так будет лучше. Он закрывает дверь, но дом не покидает. Женщина не выдерживает разлуки и возвращается к нему…

До мурашек пробирает история «о человечке», рассказанная Ольгой Тумайкиной. Чтобы не вдаваться в подробности и сохранить интригу до самого спектакля, хочется кратко отметить тему истории: отчаяние. 

Заканчивается спектакль «Говори со мной» выходом на авансцену всех персонажей каждой пьесы. Они обнимаются и как бы приклеиваются друг к другу. Все, за исключением Джо. 

Кадр из спектакля «Говори со мной», Театр Вахтангова
Источник: «Театр Вахтангова» ВКонтакте

Джо и Сильва в конце изображены на контрасте. Первый в белом костюме, второй в черном. Словно два врага, они стоят порознь, по бокам от навалившихся остальных героев. При этом кажется, что Джо выходит из всей трагической вокруг его семьи ситуации хорошим, светлым, обвиняя в проблемах Сильву.

Спектакль заканчивается уходом артистов со сцены и опусканием того занавеса, который зритель видит перед первым действием.


Изображение записи: