Фото: личный архив Милы Ханзиной

Что происходит в современном кинематографе? Как подбирается система образов для фильмов? Связана ли популярность короткометражных фильмов с развитием клипового мышления у поколения 21-ого века? Об этом и многом другом рассказала Мила Ханзина – российский драматург, режиссёр игрового и документального кино, музыкальный продюсер и композитор.

— Помните ли Вы свой первый фильм?

— Да, это работа 2018 года, но стала она актуальна именно сейчас. Фильм можно найти в интернете под названием «Чужая роль». Сейчас как раз активно показывают эту работу на международных фестивалях.

Фото: личный архив Милы Ханзиной / Обложка документального фильма Милы Ханзиной «Чужая роль»

— Связана ли популярность короткометражных фильмов с развитием клипового мышления у поколения 21-ого века?

— Многие молодые «клипуют» свои видеоролики, но забывают, что везде должна быть своя особенная – органичная герою динамика (темпоритм), ну и драматургия. А кино, конечно, это не про клиповость совсем. Должна быть единая картина повествования, со смыслом, нарративом, сюжетом, конфликтом и т.д.

— Ваша диссертация «Сон героя в сюжете фильма» о чём и для кого? Как можно применить эту работу в литературе?

—Я сейчас нахожусь в поисках издательства, которое опубликует мою диссертацию. Про «Сны» ещё никто не писал, поэтому могу сказать, что это уникальное учебное пособие для киношников. Магистры и аспиранты пишут диссертации – они все как первооткрыватели. Работы потом могут стать методичками, но, к сожалению, ВГИК их не публикует, а хотелось бы.

Фото: личный архив Милы Ханзиной / Мила Ханзина на приёме у Михаила Юрьевича Соболева — главы Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга

— Был ли у Вас опыт работы над сериалом? Есть ли такое желание?

— Да, я сейчас пишу молодёжный сериал. Он немножко по-другому строится, потому что если в полном метре конфликт быстрее идёт, то в сериале всё может развиваться довольно продолжительное время, ведь там есть много линий героев, которые тоже нужно качественно развить. 

Меня сейчас больше интересует детское кино. И хочется уйти от полного метра к короткометражным фильмам или сериалам, потому что их проще реализовать. Больше всего меня цепляют сказки и в целом фольклор. Это кладезь! В них и через них ты узнаешь себя, людей, страну и обычаи, традиции предков.

Фото: личный архив Милы Ханзиной / «Больше всего меня цепляют сказки и в целом фольклор. Это кладезь!»

— С чем связано особое отношение к фольклору?

— Наверное, я просто ребёнок, который не вырос и до сих пор любит сказки. В сказках чудо, волшебство, любовь. Там детство, а это – самое чистое, что может быть. Фольклор может многое тебе рассказать о твоём народе. Не просто так существуют всякие вышивки, узоры. Это всё обереги, которые можно бесконечно изучать.

— Что Вам ближе — написание книг или съёмка фильмов?

— Книги я пока не пишу, так — пару сказок. Постоянно работаю над сценариями в разных жанрах, по которым потом снимаю фильмы. На самом деле, режиссура мне более интересна. Но стоит понимать, что это немножко разная работа. На съёмочной площадке, конечно, всё происходит активнее. Я уже давно в том состоянии, когда при написании сценария хочется чего-то подвижного. Там, в гуще событий, испытываешь совсем другие эмоции, потому что это работа с актёрами, с живыми людьми. Другой язык повествования, свои методы.

Фото: личный архив Милы Ханзиной / Мила Ханзина на Кинофестивале «Перерыв на кино. Фильмы о ВОВ»

— Была ли в Вашем опыте победа, которую вы не ожидали получить?

— Да, мне дали кинопремию за фильм «Душа. Выбор. Смерть» в 2023 году.

Фото: личный архив Милы Ханзиной / Обложка фильма «Душа. Выбор. Смерть»

— Как подбирается система образов для фильма?

— В начале моего пути, когда я ещё не писала сценарии, наверное, образы появлялись раньше сюжета. Сейчас, когда я уже переключилась на драматургию, то теперь сначала создаётся история, а визуальные образы — это уже «приправа» сверху. Вы забыли, что есть и драматургические образы, метафоры. Это приходит сразу или я где-то увижу, услышу, прочувствую и потом напишу. У всех происходит по-разному. В искусстве нет волшебной кнопки и общего рецепта для всех. 

А если про режиссуру, то когда ты приезжаешь на съёмочную площадку, всё может поменяться. Сначала написала одно в сценарии, а потом получается совсем другое. Допустим, у тебя было написано «колодец», а ты видишь озеро и в итоге разрабатываешь кадр с озером. Самое интересное, когда все заряжено, а мир и вселенная тебе всегда подкидывают что-то интересное и правильное. Помогают тебе.

Фото: личный архив Милы Ханзиной / Съёмочная группа фильма «Душа. Выбор. Смерть»

— Как вы узнали о фонде «Мост поколений»?

— Узнала о фонде «Мост поколений» в позапрошлом году от моей коллеги-продюсера, которая выступала у них на презентации с проектом «Русалочка и переводчица». В этом году я решила принять участие и подала проект про детей в блокадном Ленинграде. Очень уважаю и люблю основателей фонда, они огромные молодцы, делают много важных вещей и совсем без корысти. 

За время работы с нашими ветеранами у меня изменилось мировоззрение, они позитивные, живые и не стонут как мы.

Фото: личный архив Милы Ханзиной / Съёмки документального фильма «Детство с нашивкой» — совместного проекта Милы Ханзиной и Фонда «Мост поколений»

— Может ли режиссёр-самоучка стать великим?

— Когда говорят, что Тарантино не учился, я могу возразить: «Учился! И ещё как!» Он с восьми лет был на съёмочной площадке. Режиссёру нужно учиться всегда. Иначе успеха не будет. Вы вообще знаете великих режиссеров без образования? Я — нет. И кино не знает.

В кинематографическом университете получить полноценное и правильное образованием проще. Но, конечно, лучше поступать к тем мастерам, чьё творчество тебе ближе всего. Для второго высшего образования я выбрала ВГИК. Нашла своего мастера по драматургии случайно. Поступила к Романову Владиславу Ивановичу, уйдя с режиссуры от другого. 

Пожалела ли я? Нет. Но мастера не прощают измены. Я вообще благодарна своим мастерам и педагогам за любовь, мудрость, терпение и горы знаний. Такая наполненность знаниями и гуманизм есть только в российском образовании, в ЕС я такого не встречала, как и в искусстве в целом. Всё же мы — страна гениев и талантов, а об этом не нужно забывать!