В преддверии новогодних каникул рассказываем о двух актуальных картинах с совершенно разным настроением и посылом, которые объединили так необходимые сейчас всем ощущение уютного праздника и надежду на чудо.

Оставленные (Реж. Александр Пейн)

There’s nowhere we need to be

That will not be there after

Keep me with you on the ground

All of my worries behind me now

And be sure to wake me when

Eternity begins

(Silver Joy – Damien Jurado, из фильма «Оставленные»)

 Новогодняя драмеди Александра Пейна, показывающая медленное потепление отношений между людьми, которые в своей жизни изо дня в день чувствовали к себе только холод.

 Грустная, но греющая сердце история о трех одиноких душах, по случайному стечению обстоятельств вынужденных праздновать Рождество вместе. Это учитель истории (пучеглазый тип), неблагополучный ученик Ангус Талли (изгой класса) и потерявшая своего сына на войне темнокожая повариха Мэри. Единственное, что их объединяет – стены Бартонской старшей школы, где они оставлись провести свои зимние праздники.  

(Кадр из фильма “Оставленные”)

Сперва появляется ощущение, что замкнутое пространство начнет давить на героев, в результате чего холодная неприязнь и незаинтересованность перерастут в открытую враждебность с непоправимыми последствиями (и ведь это правда, в плане сеттинга и завязки фильм поначалу походит на Сияние). Но что случилось бы, оставшись они в школе, мы так и не узнаем, поскольку во второй половине фильма герои неожиданно устраивают поездку в Бостон. Возможно, именно она спасла их самих и их отношения, поскольку они начинают меняться на глазах, еще не успев отъехать. Так, учитель сам решает выдать этот спонтанный вояж за экскурсию, тем самым нарушая свою обязательную принципиальность. А острословный ученик, едва услышав одобрение старшего, как будто моментально стряхивает с себя всю дерзость и недоброжелательность по отношению ко взрослым.

  Видимо, рождественский морозный воздух и правда творит чудеса: отчаявшиеся могут оставить свое горе, высокомерные проявить чуткость и сострадание, а потерявшие родных находят новую семью в случайной несуразной компании.

 С первого взгляда фильм может показаться слишком грустным для просмотра под Новый год, но, если внимательно досмотреть до конца, можно не заметить, как к финалу ты уже искренне начнешь сочувствовать этим людям, а затем и умиляться. Эта работа стала удачным дебютом нового молодого актера Доминика Сесса, а самой полнометражке, помимо похвал за безукоризненного создания той самой рождественской классики, уже пророчат Оскар и Золотой глобус…что ж, очень надеемся. 

(Кадр из фильма “Оставленные”)

Крик. Ночь перед Рождеством 

  На самом деле, название отсылает нас не к знаменитой франшизе Уэса Крейвена, хотя здешний убийца имеет явные сходства со всем известным культовым протагонистом в маске (и это сделано неслучайно). В оригинале тайтл звучит как “It’s a wonderful knife” (Этот замечательный нож), что прежде всего очень сильно напоминает “It’s a wonderful life” 1946 года. 

  По сюжету, на Рождество в городке Angel Falls появляется убийца в белом плаще, работающий исключительно ножом (кстати, кроме того, что с самого начала прилипает ощущение причастности ко всему мэра, ведь его нарочно с первых минут выставляют очевидно лживым и самоуверенным негодяем, даже прямо в трейлере показывают, кто стоял за преступлениями). Затем главная героиня Винни очень быстро с помощью брата останавливает его, спасая город сразу от двух тиранов в одном лице…

 Год спустя все стараются забыть о произошедшем и делают вид, что ничего не было. Винни до сих пор мучается от случившегося, и не удивительно, ведь она самостоятельно убила преступника, а ее лучшая подруга стала одной его из жертв. Отсутствие поддержки со стороны семьи и новое празднование Рождества, конечно же, заново подняли ужасные воспоминания в памяти девушки.

  Несмотря на это, она снова идет на новогоднюю вечеринку. Но тут случается что-то странное, и похоже, что кошмар повторится еще раз, но все оказывается гораздо хуже. Прямо как в картине Фрэнка Капры (все тот же “It’s a wonderful life”), главная героиня заикается, что лучше бы она вообще не рождалась, и конечно очень скоро самостоятельно убеждается, в актуальности фразы, призывающей бояться своих желаний. 

Кажется, Винни уже никто не узнает, остановленный годом раньше убийца снова называет себя мэром Энжел Фолс, а ее брат Джимми мертв…

(Кадр из фильма “It’s a wonderful knife”)

 Заявленный слэшер оказался гибридом мелодрамы и истории про маньяка. В итоге картина не выделяется ни оригинальностью, ни ровным сюжетом, но если говорить о живости (и жизнерадостности в финале) – в этом смысле фильм можно противопоставить “Оставленным”, но опять же, не со знаком минуса по отношению к последнему.

 В общем такой незамысловатый, динамичный и уютный хоррор может оказаться тем самым фильмом с однозначным, оптимистичным финалом, которым стоит закончить год.

IT’S A WONDERFUL KNIFE Official Trailer (2023)