В Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялся пресс-показ отечественной спортивной драмы «Легенда о самбо».
С журналистами, выступившими первыми зрителями кинокартины, встретились режиссер Андрей Богатырев, генеральный продюсер Татьяна Воронецкая, актеры Дмитрий Павленко и Антон Вохмин, президент Всероссийской федерации самбо Сергей Елисеев и директор кинопрокатной компании Дарья Рязанцева. Обсуждались сложности съёмок, подбор актеров, прототипы героев, техническое подробности и… важность популяризации самбо.
![](https://s-z-n.ru/wp-content/uploads/2023/11/2023-11-14-11-40-24-1024x429.jpg)
Фильм погружает нас во времена московской спартакиады, 1936 года. Приглашена сильнейшая команда борцов. Решающий поединок: кто-то одержит победу, кого-то ждет поражение, а кого-то — неожиданный поворот судьбы… Два мастера боевых искусств. Один — с детства обучался искусству дзюдо в Японии — Василий Ощепков. Другой, прошедший русско-японскую войну, разрабатывающий приемы для самообороны — Виктор Спиридонов. Оба одержимы идеей создания национальной борьбы. Так рождалось самбо. Напряжение боев, интрига соревнований, великая эпоха открытий и надежд — все это переплетается с судьбами двух великих создателей самбо и их ученика Анатолия Харлампиева.
Эти трое (Василий Ощепков, Виктор Спиридонов, Анатолий Харлампиев — основоположники самбо) посвятили своему детищу жизнь. «Легенда о самбо» — наше видение зарождения и развития нового боевого искусства. И, хотя это художественное произведение – основано оно на конкретных исторических событиях. Это серьезный разговор о серьезных людях.
Татьяна Воронецкая, генеральный продюсер
В прокат кино картина выйдет 16 ноября – в день 85-летия самбо.
Эксперимент в жанровом кино
Фильм снимался шесть лет, и за это время несколько раз менялись его идея, актерский состав и общая концепция. В начальном варианте «Легенда о самбо» предполагалась в черно-белом исполнении, но позже режиссер Богатырев отказался от этой задумки. В процессе создания оператор Наталья Кожевникова сосредоточенно экспериментировала с ракурсом и цветокоррекцией. При этом сама картина снималась статично, что нетипично для современного кинематографа, поэтому зрители смогут проникнуться неожиданным стилистическим подходом.
![](https://s-z-n.ru/wp-content/uploads/2023/11/photo_5375071135252729794_y-1024x429.jpg)
Действие киноленты происходит в 1936 в СССР, потому особое внимание уделялось декорациям и символике советского времени, а в самом кадре акцент сделан на атмосферном красном цвете.
“30-ые годы стали передовыми в искусстве молодой страны Советов, поэтому мы старались максимально использовать тренды того времени. Главной заимствованной чертой стал стиль конструктивизма”, — рассказывает режиссер Андрей Богатырев.
Богатырев: «О тяжелой судьбе фильма можно написать брошюру»
Первой проблемой стал процесс поиска спонсоров: именно из-за отказов в продюсировании творческий процесс затянулся на шесть лет. Вмешался и человеческий фактор: Василий Ощепков был лысым, а вот игравший его актер Вольфганг Черни – нет. На создание лысины уходило каждый день по два часа, а при съемках активных сцен ее приходилось еще и подклеивать. В какой-то момент даже появилась идея побрить актера налысо, но он параллельно участвовал в других проектах, что сделало затею бесперспективной.
![](https://s-z-n.ru/wp-content/uploads/2023/11/photo_5375071135252729793_x-1.jpg)
Недостаточно было и информации о личной жизни и характерах трёх главных персонажей. По Спиридонову в открытом доступе ее оказалось меньше всего, и Дмитрию Павленко оставалось играть, основываясь на личном представлении образа.
Поначалу было сложно, но потом привыкаешь к свободе в понимании своего героя
Дмитрий Павленко, исполнитель роли Виктора Спиридонова
Изнурительные съемки стали не меньшей проблемой для актеров, ведь бои преимущественно выполнялись без участия каскадеров. Дубли с поединками снимались беспрерывно по 4-6 часов. А финальный бой занял практически всю смену – 12 часов.
– Под конец я уже не чувствовал рук, все тело состояло из боли. Но боль временна, а фильм останется навсегда, – поделился исполнитель роли Анатолия Харлампиева – Антон Вохмин.
Но нельзя объять необъятное. В начале фильма говорится: «Если вам кто-то даст ответ на вопрос, кто создатель самбо, то он определенно лжет». Суть фразы в том, что сколько не анализируй документы и первоисточники, выделить только одного человека, как основоположника этого вида спорта не получится – вклад в его развитие вносился несколькими поколениями. Спиридонов, Ощепков и Харлампиев безусловно многое сделали для нового боевого направления, но они были не единственными идеологами самбо.
– В фильме можно было бы упомянуть как минимум пять личностей, но три главных героя это уже сложности, а о большем количестве нечего и говорить, – признался Андрей Богатырев.
Елисеев: «Начали говорить о своем виде спорта наконец-то»
Уже давно ничего хорошего не снимали про самбо, и этот фильм первый, который вышел за последнее время, где наконец-то начали говорить о своем же, отечественном виде спорта
Сергей Елисеев, президент Всероссийской федерации
При написании сценария проводились консультации со специалистами, тренерами, самбистами. По словам Елисеева, фильм может привлечь ребят и девчонок к занятию этим видом спорта. Кстати, одновременно с официальной премьерой фильма 16 ноября выйдет и двухсерийное документальное кино, где режиссер повествует о возникновении самбо уже без художественных прикрас.
Творческие цели режиссера
Андрей Богатырев известен таким фильмом как «Красный призрак», и на пресс-конференции он анонсировал работу над продолжением киноистории с официальным названием «Красный призрак 1812». Сюжет унесет зрителя во времена Отечественной войны.
Корреспондент, автор, публицист издания “Слово – за нами!”
Ведущий специалист раздела “Общество”