Когда человека спрашивают о знаменитых деятелях искусства эпохи Возрождения, мало кто может вспомнить хоть одно женское имя. Это можно понять — у женщин в то время практически не было возможности профессионально заниматься искусством. Почти все художницы того времени, чьи имена дошли до нас, росли в семьях, где творчеством занимались и мужчины.

Одной из самых знаменитых художниц эпохи Возрождения можно считать Артемизию Джентилески. Она — первая в истории женщина, ставшая членом Академии живописного искусства во Флоренции. Одну из её работ, прежде считавшуюся безвозвратно утерянной, недавно обнаружили в кладовой дворца в Лондоне. Картина называется «Сусанна и старцы», и она написана во время пребывания художницы в Англии в 1630-х годах. Информацию об этом опубликовал The Guardian 25 сентября 2023 года.

Картина выставлена в Виндзорском замке. Источник фото: Royal Collection Trust
Картина выставлена в Виндзорском замке. Источник фото: Royal Collection Trust

Кто такая Артемизия Джентилески?

Артемизия родилась в семье знаменитого в своё время художника Орацио Джентилески. Среди его детей были также и мальчики, но если отец и учил их живописи, их работы не сохранились.

Библейский сюжет, легший в основу картины «Сусанна и старцы», Артемизия многократно использовала в своих работах. Это история о молодой жене – когда она совершала омовение, за ней подглядели два почтенных старца. Они возжелали ее тело и стали шантажировать девушку тем, что если она не вступит с ними в связь, те расскажут всем, что якобы застали её обнажённой с мужчиной. За подобное замужней женщине грозила мучительная смерть, но Сусанна предпочла клевету. Позже в её защиту выступил пророк Даниил и спас девушку от гибели.

Первую работу с этим сюжетом Артемизия Джентилески написала в семнадцать лет. Через два года девушка прошла через мучительный судебный процесс против Агостино Тасси – художника, учителя Артемизии, который надругался над ней. Суд включал в себя публичный гинекологический осмотр и пытку, поскольку в то время считалось, что лишь во время пытки человек говорит правду. Тогда Тасси проиграл процесс, но наказан не был.

Изображение женщины в творчестве Джентилески

В год, когда проходил суд, Артемизия написала картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». В неё девушка вложила ещё один библейский сюжет. Он повествует о вдове по имени Юдифь. Женщина проникла в покои к ассирийскому полководцу Олоферну, перекрывшему единственный водный источник в её городе, и отрубила ему голову.

Впоследствии Джентилески ещё множество раз писала картины на этот сюжет, но во всех работах Юдифь является олицетворением силы и правосудия, уверенной в своих действиях. Сравнить одну из картин можно с похожей работой Микеланджело Караваджо, наверняка в какой-то мере послужившей источником вдохновения для Артемизии.

Артемизия Джентилески, 1620 год
Артемизия Джентилески, 1620 год
Микеланджело Караваджо, 1599 год
Микеланджело Караваджо, 1599 год

На картине Микеланджело героиня кажется отрешенной и напуганной — она отстраняется от умирающего мужчины. В работе же Джентилески Юдифь и её служанка своими силами и с полной готовностью одолевают Олоферна.

Позже мотив женщины страдающей и женщины сопротивляющейся прослеживается практически во всех работах Артемизии. Неудивительно, что при жизни она не получила должного признания. Дата её смерти также осталась неизвестной. Предположительно, она погибла во время чумы в 1653 году, но информация не имеет подтверждений. Несмотря на большую популярность при жизни, её современники не смогли смириться с тем, что женщина может обладать не меньшим талантом, чем мужчина. Сегодня же о ней написано множество книг («Артемизия» Анны Банти, «Страсти по Артемизии» Сьюзен Вриланд и т.д.), и имя Артемизии Джентилески постепенно становится известно широкой публике.