Фото: linkedin.com

Каждый начинающий автор задаёт вопрос: «Как попасть в издательство?». Для ответа на него нужно иметь тщательное представление о внутреннем устройстве этой сферы деятельности.

В данной статье мы тщательно рассмотрим каждую деталь и проанализируем, что поможет молодому дарованию получить все необходимые знания для продвижения своего творчества.

фото: perm.hse.ru

Мир издательского дела

Издательское дело — это деятельность, специализирующаяся на подготовке, создании, издании и массовом распространении информации в печатной, музыкальной и других формах продукции. Изначально издательское дело появилось именно для печатной формы продукции.

Сейчас эта сфера деятельности остается самой обширной и востребованной. Мы подробно рассмотрим именно ее.

Текст — удобный и вместительный хранитель информации. Книги остаются
важнейшим источником знаний для любого человека. Они сопровождают его всю жизнь и помогают ему. Дольше всего человечество пользовалось бумажными
книгами.

Просветительские издания — это научно-популярные журналы, литературные альманахи и многие другие виды книгоиздания, которые очень важны для общества, ведь развивают читателя, расширяют кругозор, заинтересовывают в своей области знаний, помогают стать лучше.

Творчество в издательской продукции

Творчество может рассматриваться с двух разных позиций: как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Есть суждения о том, что
абсолютно в любой деятельности присутствует элемент творчества, своеобразный момент новизны, оригинального подхода к её осуществлению.

Издательская продукция отличается от продукции других отраслей тем, что
каждая новая книга — это новый продукт, который, соответственно, выдвигает издателю все требования производства нового продукта. Ассортимент издательской продукции безграничен, так как каждое издание может быть уникальным по своему содержанию и художественно-техническому оформлению.

Особыми чертами издательской продукции являются ее идеологический характер и неповторимость. Издательская продукция удовлетворяет специфические духовные потребности человека: в получении знаний, в повышении образовательного и культурного уровня, в расширении кругозора.

Основной характеристикой издательской продукции является её нематериальная ценность. Книги, как духовные ценности, не обладают свойством воспроизводимости, так как являются уникальным результатом творчества их создателей и отличаются исключительностью и неповторимостью. Вместе с тем книга имеет материальную форму, является товаром и обладает стоимостью.

История создания издательского дела

Первое печатное новостное издание появилось в VIII веке в Китае. Оно
называлось «Цзинь бао», что значит «Столичный вестник». В этом издании публиковали указы императора и сообщения о важных событиях страны. Газета «Цзинбао» вышла в свет в 911 г.

Поворотным моментом в истории стало изобретение печатного пресса Иоганном Гутенбергом в 1450-х годах в Германии. Современные исследования показали, что первой газетой была «Relation», которую издавал в Страсбурге — тогда ещё немецком — Иоганн Каролус с 1605г. Это была первая печатная газета не только в Германии, но и в мире.

фото: project834616.tilda

В России же производство книг до начала крестьянской войны и польско-шведской
интервенции (1611-1613 годы) осуществлялось Московской типографией. В начале века здесь было три печатных станка. Однако во время войны поляки разорили и сожгли типографию.

Один из мастеров, Никита Фофанов, сумел перебраться в Нижний Новгород, где собирали русское ополчение против захватчиков. Здесь он начал печатание книг. В 1925 году в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина было найдено одно из изданий Фофанова того периода времени — так называемый “Нижегородский памятник”, напечатанный 17 декабря 1613 года.

Первым редактором (с 1727 по 1730 год) был Миллер Герард Фридрихович —русский историк (из немцев), член Петербургской АН, первый редактор «Санкт–Петербургских ведомостей». Он лично подбирал материалы для каждого номера газеты, переводил иностранные известия, черпая их из заграничной прессы, читал корректуру и следил за выпуском газеты в свет.

фото:wikipedia

Александр Сергеевич Пушкин начал свою литературную деятельность в качестве
редактора в «Литературной газете» А.А. Дельвига.

В качестве цели издания Пушкин определил задачу “знакомить образованную публику с лучшими
произведениями литературы европейской и особенно российской”. Литературный
отдел газеты объединил лучших литераторов своего времени. Среди имен авторов – Д. Давыдов, Ф. Глинка, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков.

Все значительные произведения печатались с разбором или краткими рецензиями в отделе “Библиография”. Таким образом, уже первый редакторский опыт Пушкина показывает, что редактор не только организатор издания.

фото:lgz.ru


Большое влияние на развитие собственно редакторского дела в России оказал издатель и книгопродавец А.Ф. Смирдин. Объединив силы крупнейших и известнейших писателей того времени, этот издатель ориентировался на запросы широкой читающей публики и опирался на уже сформировавшийся интерес к художественной литературе.

Книжная лавка Смирдина была своеобразным клубом. Писатели заходили сюда за книгами и новостями, для того, чтобы друг с другом увидеться. Опыт Смирдина убедительно доказывает, что редактор и издатель современной литературы должен опираться на неформальную авторскую активность.

Уже на рубеже XX века книга рассматривается как целостное художественное единство. В начале века утверждается статус художественного редактирования, его достоинствами становятся оригинальный личный почерк художника, неповторимо личностная интерпретация духа и стиля литературного произведения. В это время получает развитие новое направление в редакторском деле — художественное
редактирование.

Постепенно в сознании читателя складывается представление об основных создателях изданий. Фамилии не только авторов, но и художников-иллюстраторов и оформителей, редакторов, переводчиков, информацию о которых содержали издания, часто служили для читателя идейным, художественным, эстетическим ориентиром. Одновременно они являлись и своеобразными “престижными элементами” рекламных сообщений о вышедших или готовящихся к выпуску произведениях.

Октябрь 1917 года знаменовал собой и начало долгосрочной тенденции
централизации и регламентации издательского дела в стране, когда редакционно-издательский процесс во всем многообразии функций и задач ставился под контроль государства.

В начале становления советской книгоиздательской системы наиболее
заметной и значимой становится организационно-творческая функция издательских и редакционных работников, что объясняется прежде всего теми сложнейшими проблемами, которые им приходилось решать: борьба с неграмотностью, новый
читатель, разработка организационно-экономических принципов деятельности и т.д.

Редактор получает управляющие функции по отношению к труду автора. Причем сам
он действует не столько исходя из собственных знаний, сколько опираясь на решения, постановления, указы государственных и партийных органов.

Появилась проблема: многие авторы-специалисты далеко не всегда могли писать так, чтобы их понимали
читатели — рабочие или крестьяне. В течение многих лет, начиная с первых шагов культурной революции, сложилось представление о редакторе как помощнике автора. Все меняется с приходом “Перестройки”.

Затем наступила эра интернета. 2004—2006 годы прошли под знаком бума блогосферы. Российская блогосфера стала значимым явлением в информационном отечественном
пространстве, аудитория некоторых блогов перекрыла тиражи центральных СМИ, а
сообщения из них стали влиять на реальный ход событий и умы людей. 

Как издать своё творчество?

Как же все-таки начать издавать и продвигать в массы своё творчество? Например свою книгу.

Чтобы издать книгу, необязательно обращаться в издательство, ведь можно
воспользоваться самиздатом и создать электронную версию своего произведения.
Издательства очень часто проверяют площадки с самиздатом, для того чтобы найти молодое дарование. Но вполне вероятно, что вы останетесь незамеченными, ведь
людей, пытающихся пробиться в индустрию, рассказать и показать свое творчество невероятное количество.

И тогда приходит второй вариант, самый долгий и сложный — это хождение по
издательствам, потому что не имея громкого имени, заключить договор с
издательством будет проблематично. Издательство боится, что люди, не имеющие значимости, могут попросту не принести прибыль.
Пример тому служат знаменитые произведения и авторы, которых никто не хотел печатать. У каждого своя причина, ведь угодить издательству проблематично.

Рукопись могут отвергнуть по самым разным причинам: «излишняя» дерзость и
оригинальность, несоответствие духу времени или политике издательства, и, наконец, личные вкусы и антипатии самого редактора.

Алгоритмы, увеличивающие шанс попадания в издание

Чтобы охватить максимальное количество издательств, которые нам подходят можно
воспользоваться следующим алгоритмом:

Определите жанр, в котором пишете:

  • Каждое издательство печатает какой-то определенный вид книг, который вы разместите. Изучите ассортимент в книжных магазинах и подберите варианты, похожие на ваш;
  • Выпишите названия всех издательств, которые вам потенциально подходят и сконцентрируйтесь на них.

Чтобы процесс шел быстро, то нужно придерживаться следующих принципов:

  • Делайте рассылку сразу по большому количеству издательств, это повысит шансы на успешный поиск партнера;
  • Будьте готовыми к переговорам: чтобы понравиться издательству обязательно нужно встретиться с его представителем офлайн или онлайн;
  • Будьте готовыми идти на компромисс: конечно, хотелось бы получать 100% прибыли за продажу книг, но в реальности цифры будут совершенно другие;
  • Не стоит забывать об авторском договоре. Это тот документ, который защитит писателя, если возникнут какие-либо трудности с издательством;

Теперь, изучив историю создания издательского дела и зная законы, обладая достаточным талантом, вы знаете, как попробовать продвинуть своё творчество в большой мир.

Вы также можете выбрать альтернативный путь: размещать своипроизведения на общедоступных платформах, где сможете набрать читателей иполучить шанс быть замеченным издательством и связываться на прямую, отправляя аннотацию к черновому варианту рукописи.

Тщательно разбираясь в устройстве печатного дела, вы повышает шанс того, что вас заметят