Символичность катастрофы «Титаника» в 1912 году нельзя переоценить. Она стала эталонным примером человеческой самонадеянности, которая в конце концов приведет к трагедии. Она повторила библейский миф о Вавилонской башне.

Через сто лет трагедия с батискафом «Титан», отправившимся посмотреть на останки «Титаника» — не менее символичный знак нашего времени.
Сделанная и управляемая дилетантами, присвоившими себе титулы «исследователей» и «специалистов», продав ВИП-билеты миллиардерам ради фото и «нереальных эмоций», закрывающаяся снаружи банка с джойстиком от детской компьютерной игры отправилась тревожить сон на коллективную могилу жертв предыдущей трагедии. Опять та же вера в «хайтек» и непреодолимую силу денег, которой ни один здравый голос в мире не указ.

Та трагедия подарила нам фразу «Мы все на “Титанике”». Сейчас ситуация хуже – с «Титаника» почти половине пассажиров удалось спастись. Как бы мы все не оказались в батискафе «Титан».

Кто был на «Титане»?

На борту батискафа были 5 человек: директор OceanGate 61-летний Стоктон Раш, управлявший батискафом, британский миллиардер 58-летний Хэмиш Хардинг, пакистано-британский бизнесмен 48-летний Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман, а также пилот аппарата, бывший военный водолаз, исследователь “Титаника” 77-летний француз Поль-Анри Наржоле.

Пассажиры батискафа "Титан"
Фото: msn.com. Пассажиры батискафа “Титан”

Основные сведения о корабле

«Титан» – глубоководный обитаемый аппарат (ГОА), способный погружаться на глубину до 4 000 м. Разработан в первой половине 2010-х годов американской компанией OceanGate, принадлежащей предпринимателю Стоктону Рашу. Является дальнейшим развитием первого ГОА компании, Cyclops (глубина погружения 500 м). В проектировании аппарата принимали участие сотрудники Лаборатории прикладной физики Вашингтонского университета. Построен он был в единственном экземпляре в 2016-2017 годах. Первоначально проект носил название Cyclops 2. В 2017 году, когда в OceanGate объявили, что с помощью ГОА будут проводить погружения к месту кораблекрушения «Титаника», затонувшего в 1912 году после столкновения с айсбергом, аппарат получил название «Титан». Стоимость составила порядка $5 млн.

Конструкция, особенности, характеристики «Титана»

Конструкционно «Титан» представляет собой цилиндр из углеродного волокна с толщиной стенки 127 мм и титановыми торцевыми полусферами, в одной из которых находится иллюминатор из органического стекла диаметром 380 мм. Аппарат оснащен четырьмя электрическими подруливающими устройствами – двумя для движения в горизонтальной плоскости и двумя для вертикальной. Для руления батискафом используется обычный беспроводной контроллер Logitech G F710, первоначально созданный для видеоигр и незначительно доработанный. По оценке разработчиков, технические характеристики аппарата дают возможность проводить исследования почти 50% Мирового океана – от дна до поверхности (для сравнения, российские ГОА “Мир” способны исследовать до 98%).

Для спуска и подъема ГОА класса Cyclops, включая «Титан», используются модульные платформы, буксируемые судами. Платформа действует по принципу сухого дока и оборудована балластными цистернами. Она погружается в воду на глубину 5-10 метров. Это позволяет проводить операции по отправке и приему батискафа даже при сильном волнении на поверхности.

Батискаф "Титан"
Фото: mavink.com

Максимальная глубина погружения «Титан», – 4000 м;

  • длина аппарата – 670 см;
  • ширина – 280 см;
  • высота – 250 см;
  • масса – 11 340 кг;
  • максимальный вес полезной нагрузки – 685 кг;
  • максимальная скорость движения – 3 узла (около 5,6 км/ ч);
  • максимальное время нахождения в погруженном состоянии (по запасам кислорода на 5 человек) – 96 часов;
  • экипаж – 5 человек, включая оператора батискафа.

ГОА оборудован навигационной системой, подводным лазерным сканером, шестью осветительными приборами общим световым потоком 60 тыс. люменов, четырьмя внешними фотовидеокамерами.

Эксплуатация

27 июня 2018 года в OceanGate сообщили о проведении безэкипажного испытательного погружения батискафа «Титан», на глубину 4000 м. 25 апреля 2019 года компания объявила об успешном погружении аппарата с экипажем из 4 человек на глубину 3760 м.

По информации агентства Associated Press, в 2018 году сотрудник OceanGate Дэвид Лохридж, занимавший пост руководителя морских операций, предупреждал руководство компании об опасности использования батискафа и призывал убедиться, что подводный аппарат способен безопасно опуститься на максимальную глубину. В частности, специалист высказывал сомнения в надежности иллюминатора. Вскоре после этого его уволили.

В 2020 году на корпусе «Титана» были обнаружены признаки усталости материала. В связи с этим предельную глубину погружения снизили до 3 000 м. Затем корпус был отремонтирован (по другим сведениям – полностью заменен). Это позволило вновь достичь первоначально заявленных характеристик и начать экспедиции к месту крушения лайнера «Титаник». Первое такое погружение было успешно проведено в июле 2021 года.

Всего с 2021 года по июнь 2023 года OceanGate провела около 10 экспедиций к «Титанику». Из них в 2023 году – четыре. Стоимость одного места на борту ГОА первоначально составляла $100 тыс., но затем выросла до $250 тыс. Планировалось, что миссия 16-24 июня 2023 года станет завершающей в сезоне.

18 июня 2023 года OceanGate потеряла связь с «Титаном», доставлявшим группу туристов к месту гибели «Титаника».

Интересные факты о батискафе «Титан»

  • Батискаф был сделан в гараже и не проходил тесты у специализированных компаний.
  • В батискафе стояло стекло, не предназначенное для погружения на 4000 метров.
  • В «Титане» все сидели на полу из-за отсутствия сидящих мест.
  • Наблюдательное окно было размещено в туалете, который отделялся шторкой.
  • У батискафа отсутствовали внешнее освещение и система стабилизации горизонтального движения.