Порядка 300 литров дизельного топлива вылилось в Каспийское море с теплохода. Площадь поражения составила 300 квадратных метров. В Департаменте экологии полагают, что намеренно никто не хотел портить воду Каспия. Возможно, причина утечки в неисправности теплохода.

Масляные пятна на поверхности воды первыми заметили жители села Аташ, Мангистауской области. Они с жалобой обратились в Департамент экологии. Специалисты выехали на место, проверили береговую линию в районе сёл Аташ и Баутино и взяли пробы воды для проведения лабораторных анализов.

Видео: Департамент экологии по Мангистауской области

Специалисты установили, что теплоход «Канта» принадлежит компании «Батыс Мунай Транс». Компания зарегистрирована в феврале 2005 года. Учредителями ТОО числятся Турсынгали Жаулиев и Тыныштык Байчуакова. Вид деятельности компании — оптовая торговля широким ассортиментом товаров, аренда и управление собственной недвижимостью. Также товарищество осуществляет бункеровку судов и объектов морского базирования в казахстанском секторе Каспийского моря. Кроме того, предоставляет услуги для поддержки морских операций, такие как агентирование судов, шипчандлер, сбор и утилизация всех видов судовых отходов. Компания является судовладельцем. В её собственности находятся три танкера-бункеровщика, наливные баржи и буксир. 

«Масляная пленка обнаружена в районе села Аташ Тупкараганского района. Мы не можем сказать, что это нефтяные отходы. Расследование идет в рамках предпринимательского кодекса. Рассматривается административное наказание»

— комментирует заместитель руководителя Департамента экологии Мангистауской области Ержан Жуманшев.

В отношении компании назначена внеплановая проверка. В настоящее время проводится расследование в соответствии со статьей 144-4 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

Последствия

В 2019 году коммунальное государственное предприятие «Атырау Су Арнасы» сбросило в реку воду с повышенным содержанием хлора. В итоге погибло около 118 тонн рыбы в реке Урал.

Среди возможных последствий сейчас: гибель рыбы и кормовой базы для неё, накопление отложения вредных веществ на дне.

Ранее на территории Каспия неоднократно случались экологические катастрофы. Так, 13 марта 2019 года в ходе бурения новой скважины на месторождении «Каламкас» произошла нештатная ситуация с выбросом газоводяной смеси. Несмотря на то, что вечером 13 марта устье скважины было загерметизировано, это не решило проблему. Вокруг буровой площадки появились очаги с внезапными прорывами на поверхность газа из пласта и рабочей жидкости, закачанной в скважину. Погасить огонь удалось только 28 марта, когда ситуацию под контроль взял президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

«Во-первых, это углеводородная пленка, которая закрывает всю поверхность воды. Ну вот представьте себе, если бы нам перекрыли дыхание. Во-вторых, это токсиканты, ядовитые вещества, которые частично растворимы, а частично осаждаемы. Ядовитые вещества опасны для всего гидробиоценоза (вся биологическая система водного объекта, — прим. ред.)»

— рассказала Старший научный сотрудник ВНИРО, член Национального комитета экологической безопасности Анна Ридигер об аварии в Норильске

Обложка: maritimefairtrade.org