Фото: afisha.yandex.ru

«Театр будет жить, как бы старательно его ни хоронили» — Пётр Наумович Фоменко.

К Фоменко по-разному относились критики, другие режиссёры, даже его ученики. Но все соглашались в одном — больше всего Пётр Наумович любит своих артистов.

Пётр Фоменко – педагог, режиссёр советского и российского театра и кино, воспитавший не одно поколение артистов. Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» в Москве (до 2012 года). Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Сам Пётр Наумович в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России.

Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах разных городов мира.

Фото: autogear.ru

Родился он в 1932 году, в Москве. Там же с мамой пережил Великую Отечественную войну. С детства он начал играть на срипке и благодаря этому увлёкся театром, ходил на концерты, слушал, вникал.

Так писал сам Фоменко в своей автобиографии:

«Мы много слушали музыки во время войны. Дома было холодно, на стенах лёд, и мы уходили на концерты — там было тепло и играли на органе или даже оркестр. Мне было лет 10, и это было самым большим событием»

Именно мама Петра с раннего детства познакомила сына с театром и миром искусства.

После школы он в течение года работал монтажёром сцены в театре имени Станиславского. Во время учёбы в школе-студии МХАТ его называли «одарённым изгоем». Его взгляды на театральное искусство часто становились предметом споров с педагогами, это и стало причиной его исключения.

Фото: ria.ru

Противостояние продолжалось вплоть до третьего курса, когда Петра просто отчислили с пометкой в его личном деле «за хулиганство». Но неудача не сломила целеустремлённого студента. При первой же возможности он отнёс документы в ГИТИС, где его взяли на режиссёрский факультет. Одновременно с этим молодой человек продолжил своё обучение в МГПИ имени Ленина на филологическом факультете.

Сразу после окончания ГИТИСа Фоменко потупило предложение о работе в театре имени Маяковского. Постановки, в которых он выступал в качестве режиссёра, не подходили под общепринятые в Советском Союзе специалитет и рамки. Со временем театральные критики присвоили молодому режиссёру прозвище «осквернитель русской классики» и он на протяжении нескольких лет не мог получить хорошую должность. Фоменко отправляется в Грузию, и два года он работает в театре имени Грибоедова в Тбилиси. Только в начале семидесятых Пётр Наумович вернулся в Россию, где его приняли в штат театра Комедии в Ленинграде.

В 1990 году Фоменко ставит свой один из самых знаменитейших спектаклей “Калигула” в театре Моссовета, с актёром Олегом Меньшиковым в главной роли.

Фото: mossoveta.ru

Олег Меньшиков и Пётр Наумович на репетиции спектакля.

«Роль Калигулы в спектакле, который Фоменко поставил в театре Моссовета, я считаю лучшей своей ролью. Я не уверен, что у меня будут ещё такие роли. Говорю это совершенно спокойно, потому что дай бог каждому артисту сыграть такую роль у такого режиссёра»

— Олег Меньшиков

И вот, в 1993 году, в Москве, на Кутузовском проспекте, на месте кинотеатра Киева основан театр «Мастерская Петра Фоменко», названый в честь самого режиссёра. Основной труппой театра стали выпускники ГИТИСа, ранее прошедшие обучение у Петра Наумовича. В их состав входили: Галина Тюнина, сёстры близнецы Ксения и Полина Кутеповы, Юрий Степанов, Евгений Каменькович, Рустэм Юскаев, Карэн Бадалов, Тагир Рахимов и многие другие талантливые артисты.

Фото: iskatel.ru

Через некоторое время произошло очень интересное событие, которое многих удивило. В театре Фоменко пополнение. Очень любопытным случаем, однако.

Оканчивая обучение в Щукинском училище, будущий актёр Кирилл Пирогов попал в спектакль, который совместно ставили со студентами ГИТИСа. После этого, Пирогов был приглашён в «Мастерскую Петра Фоменко», лично самим режиссёром. Это было впервые, когда выпускник училища попал в труппу к Петру Фоменко по приглашению самого мастера.

Фото: krsk.daily.ru

Кирилл считает, что ему очень повезло, так как он начал работать с великим учителем не только в профессии, но и в жизни.

Пять лет учебы показали, что люди, которых судьба свела вместе летом 1988 года, могут и умеют творить настоящие театральные чудеса. Созданные в студенческие годы спектакли неоднократно становились призёрами различных театральных фестивалей. Возник театр, соединивший в себе стремление к поискам и экспериментам с традициями русского репертуарного театра.

Фото: krsk.daily.ru

И вот, театр Фоменко начинает свою жизнь: полюбившиеся людям спектакли, полные залы зрителей, гастроли, съёмки в кино, самые разнообразные и новые постановки. Фоменко со своими Фоменками достигает высот. Но это только начало.

Фото: ptj.sbp.ru

Однако два маленьких тесных зала, в которых работала труппа «Мастерской», уже нехватает для ещё большего раскрепощения. Не могли в полной мере соответствовать тем задачам, которые стремились воплотить на сцене режиссёры театра.

Таким образом, постановлением Правительства города Москвы было решено построить театру новое здание.

В результате нескольких лет строительства, свое пятнадцатилетие в 2008 году театр встретил в новом доме, расположенном на набережной Тараса Шевченко, ровно напротив входа в старое здание.

Несколько залов, новые, абсолютно современные архитектуры здания, как внутри, так и снаружи, очень впечатляют.

Фото: fomenki.moscow

13 января каждый год Фоменки празднуют капустник — это дата, когда отмечается старый новый год, вечер, посвящённый музыке, воспоминаниям, разыгрыванием разных, маленьких сцен.

Актёры продолжают трудиться, вместе с учителем ставят спектакли. Театр процветает.

Фото: sputnic-georgia.ru

В августе 2012 года происходит печальное событие. В возрасте 80 лет, меньше чем через месяц после своего юбилея, умирает Пётр Наумович.

Великий режиссёр прожил долгую, насыщенную жизнь. Он воспитал талантливейших артистов и режиссёров и навсегда остался в памяти тех, кто его любил, знал, уважал, смотрел его спектакли. Это поистине талантливый, один из самых сильнейших режиссёров.

Театр в его честь продолжает и сегодня набирать полные залы зрителей во время спектаклей, от которых люди в восторге. Сейчас художественным руководителем театра является Евгений Каменькович.

13 июля 2022 года Петру Наумовичу исполнилось бы 90 лет. Его театр отметил эту дату: К юбилею Фоменко театр выпускает видеомемуары «Однажды с Фоменко» — живая память о Мастере тех, кому повезло быть рядом, любовь и признательность, подсвеченные совместным прошлым, пёстрый, как осколки памяти, коллективный рассказ об Учителе.

Всего за годы существования театра было создано 56 спектаклей. И сейчас он продолжает радовать нас своими премьерами.

«Мастерская Петра Фоменко» является моим самым любимым театром. Я стараюсь часто его посещать, ведь атмосфера захватывает, наступает дивное умиротворение, наслаждение от спектаклей, актёров. Все постановки для меня по-своему любимы, но список самых любимых, не могу не написать: «Война и мир», «Волки и овцы», «Семейное счастие», «Триптих, «Театральный роман», «Король Лир».

Советую всем сходить, и углубиться в этот атмосферный мирок прекрасного театра Фоменко.

«Люблю тебя, Петра творенье»Юлий Черсанович Ким.