Фото: afisha.yandex.ru «Театр будет жить, как бы старательно его ни хоронили» — Пётр Наумович Фоменко. К Фоменко по-разному относились критики, другие режиссёры, даже его ученики. Но все соглашались в одном — больше всего Пётр Наумович любит своих артистов. Пётр Фоменко – педагог, режиссёр советского и российского театра и кино, воспитавший не одно поколение артистов. Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» в Москве (до 2012 года). Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Сам Пётр Наумович в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России. Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах разных городов мира. Фото: autogear.ru Родился он в 1932 году, в Москве. Там же с мамой пережил Великую Отечественную войну. С детства он начал играть на срипке и благодаря этому увлёкся театром, ходил на концерты, слушал, вникал. Так писал сам Фоменко в своей автобиографии: «Мы много слушали музыки во время войны. Дома было холодно, на стенах лёд, и мы уходили на концерты — там было тепло и играли на органе или даже оркестр. Мне было лет 10, и это было самым большим событием» Именно мама Петра с раннего детства познакомила сына с театром и миром искусства. После школы он в течение года работал монтажёром сцены в театре имени Станиславского. Во время учёбы в школе-студии МХАТ его называли «одарённым изгоем». Его взгляды на театральное искусство часто становились предметом споров с педагогами, это и стало причиной его исключения. Фото: ria.ru Противостояние продолжалось вплоть до третьего курса, когда Петра просто отчислили с пометкой в его личном деле «за хулиганство». Но неудача не сломила целеустремлённого студента. При первой же возможности он отнёс документы в ГИТИС, где его взяли на режиссёрский факультет. Одновременно с этим молодой человек продолжил своё обучение в МГПИ имени Ленина на филологическом факультете. Сразу после окончания ГИТИСа Фоменко потупило предложение о работе в театре имени Маяковского. Постановки, в которых он выступал в качестве режиссёра, не подходили под общепринятые в Советском Союзе специалитет и рамки. Со временем театральные критики присвоили молодому режиссёру прозвище «осквернитель русской классики» и он на протяжении нескольких лет не мог получить хорошую должность. Фоменко отправляется в Грузию, и два года он работает в театре имени Грибоедова в Тбилиси. Только в начале семидесятых Пётр Наумович вернулся в Россию, где его приняли в штат театра Комедии в Ленинграде. В 1990 году Фоменко ставит свой один из самых знаменитейших спектаклей “Калигула” в театре Моссовета, с актёром Олегом Меньшиковым в главной роли. Фото: mossoveta.ru Олег Меньшиков и Пётр Наумович на репетиции спектакля. «Роль Калигулы в спектакле, который Фоменко поставил в театре Моссовета, я считаю лучшей своей ролью. Я не уверен, что у меня будут ещё такие роли. Говорю это совершенно спокойно, потому что дай бог каждому артисту сыграть такую роль у такого режиссёра» — Олег Меньшиков И вот, в 1993 году, в Москве, на Кутузовском проспекте, на месте кинотеатра Киева основан театр «Мастерская Петра Фоменко», названый в честь самого режиссёра. Основной труппой театра стали выпускники ГИТИСа, ранее прошедшие обучение у Петра Наумовича. В их состав входили: Галина Тюнина, сёстры близнецы Ксения и Полина Кутеповы, Юрий Степанов, Евгений Каменькович, Рустэм Юскаев, Карэн Бадалов, Тагир Рахимов и многие другие талантливые артисты. Фото: iskatel.ru Через некоторое время произошло очень интересное событие, которое многих удивило. В театре Фоменко пополнение. Очень любопытным случаем, однако. Оканчивая обучение в Щукинском училище, будущий актёр Кирилл Пирогов попал в спектакль, который совместно ставили со студентами ГИТИСа. После этого, Пирогов был приглашён в «Мастерскую Петра Фоменко», лично самим режиссёром. Это было впервые, когда выпускник училища попал в труппу к Петру Фоменко по приглашению самого мастера. Фото: krsk.daily.ru Кирилл считает, что ему очень повезло, так как он начал работать с великим учителем не только в профессии, но и в жизни. Пять лет учебы показали, что люди, которых судьба свела вместе летом 1988 года, могут и умеют творить настоящие театральные чудеса. Созданные в студенческие годы спектакли неоднократно становились призёрами различных театральных фестивалей. Возник театр, соединивший в себе стремление к поискам и экспериментам с традициями русского репертуарного театра. Фото: krsk.daily.ru И вот, театр Фоменко начинает свою жизнь: полюбившиеся людям спектакли, полные залы зрителей, гастроли, съёмки в кино, самые разнообразные и новые постановки. Фоменко со своими Фоменками достигает высот. Но это только начало. Фото: ptj.sbp.ru Однако два маленьких тесных зала, в которых работала труппа «Мастерской», уже нехватает для ещё большего раскрепощения. Не могли в полной мере соответствовать тем задачам, которые стремились воплотить на сцене режиссёры театра. Таким образом, постановлением Правительства города Москвы было решено построить театру новое здание. В результате нескольких лет строительства, свое пятнадцатилетие в 2008 году театр встретил в новом доме, расположенном на набережной Тараса Шевченко, ровно напротив входа в старое здание. Несколько залов, новые, абсолютно современные архитектуры здания, как внутри, так и снаружи, очень впечатляют. Фото: fomenki.moscow 13 января каждый год Фоменки празднуют капустник — это дата, когда отмечается старый новый год, вечер, посвящённый музыке, воспоминаниям, разыгрыванием разных, маленьких сцен. Актёры продолжают трудиться, вместе с учителем ставят спектакли. Театр процветает. Фото: sputnic-georgia.ru В августе 2012 года происходит печальное событие. В возрасте 80 лет, меньше чем через месяц после своего юбилея, умирает Пётр Наумович. Великий режиссёр прожил долгую, насыщенную жизнь. Он воспитал талантливейших артистов и режиссёров и навсегда остался в памяти тех, кто его любил, знал, уважал, смотрел его спектакли. Это поистине талантливый, один из самых сильнейших режиссёров. Театр в его честь продолжает и сегодня набирать полные залы зрителей во время спектаклей, от которых люди в восторге. Сейчас художественным руководителем театра является Евгений Каменькович. 13 июля 2022 года Петру Наумовичу исполнилось бы 90 лет. Его театр отметил эту дату: К юбилею Фоменко театр выпускает видеомемуары «Однажды с Фоменко» — живая память о Мастере тех, кому повезло быть рядом, любовь и признательность, подсвеченные совместным прошлым, пёстрый, как осколки памяти, коллективный рассказ об Учителе. Всего за годы существования театра было создано 56 спектаклей. И сейчас он продолжает радовать нас своими премьерами. «Мастерская Петра Фоменко» является моим самым любимым театром. Я стараюсь часто его посещать, ведь атмосфера захватывает, наступает дивное умиротворение, наслаждение от спектаклей, актёров. Все постановки для меня по-своему любимы, но список самых любимых, не могу не написать: «Война и мир», «Волки и овцы», «Семейное счастие», «Триптих, «Театральный роман», «Король Лир». Советую всем сходить, и углубиться в этот атмосферный мирок прекрасного театра Фоменко. «Люблю тебя, Петра творенье» — Юлий Черсанович Ким. Навигация по записям Рентабельность перевода школ Московского региона на ВИЭ Билет в «Хогвартс»