Подруга поделилась на днях письмом, которое она отправила сотруднику отдела кадров, пригласившего её на работу… Точнее, пригласившего её поработать за просто так.

Предыстория короткая и, увы-ах, типовая. Дама в поиске работы, как многие сейчас. И вот она получает письмо, суть которого в следующем:

— Мы прочитали ваше резюме и очень бла-бла-бла, у нас динамично растущая бла-бла- бла; приглашаем на собеседование, НО ДЛЯ НАЧАЛА просим сделать НЕБОЛЬШОЕ тестовое задание.

Подруга читает задание и выпадает в осадок. Кое-как загасив ярость, пишет ответ:

«Друзья, приветствую! Задание подразумевает более глубокий внутренний и внешний аудит, нежели просто изучение credentials и кейсов агентства. И вообще-то стоит как минимум мою месячную зарплату… Если готовы заплатить 300К рублей net за полное погружение в бизнес вашего агентства, то я, безусловно, создам road map, как выйти на 7 млн (рублей, если я не ошибаюсь, а не бесплатных проектов, хах) в месяц. Для этого — проведу несколько бесед с вами, поизучаю рынок по открытым данным, поговорю со знакомыми инсайдерами для пущей верификации. И займёт это не пару дней, а недели 3-4. Зато у вас будет понимание и, если хотите, программный документ, как раскрутиться. Но только… вряд ли это будет работать достаточно эффективно без моих контактов (рекламодателей и агентств, с которыми можно было бы наладить связи для быстрого наращивания объёмов)… А делиться всем этим без работы на компанию и постоянного дохода — как-то тупо, не правда ли? Так что мы имеем неутешительный вывод по части вашей кадровой политики: хотите получить реально ценного человека в команду — поступайте по правилам: встречайтесь, беседуйте, оценивайте и будьте готовы раскошелиться — всё окупится. А хотите заниматься бесплатным краудсорсингом — полУчите столь же бессмысленных и унылых персонажей, как ваш newbiz-директор на презентации агентства. Девушка она, конечно, симпатичная, но излишне томная и,повторюсь, унылая, чтоб нести ей хоть какие-то деньги. Улыбаться надо клиентам, и делать это с уважением! На бесплатном совете я, пожалуй, и закончу. Заинтересованы в продолжении — go общаться лично, без вот этих вот ‘’заданий’’. А пока — оревуар».

Стоит ли писать токсичные письма в наше и без того непростое время? Стоит ли метать злой бисер перед испуганным эйчаром, которого «заставили» собрать со специалистов всея «хэхэ-ру» под видом «творческого задания» дорогостоящую бизнесовую экспертизу?

В самом вопросе и ответ. Под предлогом проверки уровня скиллов вам плюнули в душу: сделай работу бесплатно, «а мы подумаем». Хам-эйчар, проявивший такое неуважение, как бы даёт карт-бланш — в ответ со мной можно как угодно.

Что вам нужно от такого эйчара? Да в принципе — ничего. НО: на всякий случай можно произвести захват его внимания. Это лишним не будет никогда.

Как это сделать? Порассуждаем, в этом случае всё просто:

  • на робкое блеяние вам не ответят;
  • на послушное исполнение задания — рассмеются и используют бесплатно (а скорей всего, и вакансию медиадиректора закроют за ненадобностью: медиаплан «за так» получили, сейчас наймём для реализации дешёвых исполнителей и делу конец, а разницу в з/п — себе…).Остаётся ответный удар. Дать человеку из чужого отдела кадров понять, что он напрасно считает себя самым умным.

И вот от этого его (её) непременно триггернёт. Хитрому деятелю эйчара не к кому будет даже идти жаловаться, ибо рыльце в пуху, а реноме — вещь дорогая: коли ославят, то потом уже и себе работу можешь не найти, бизнес-мир-то маленький.

И реноме пострадает не только твоё, а и пославшего тебя владельца бизнеса. И вот это уже дело серьёзное. «Бренд Х в лице гендиректора Y не нанимает топов, а пытается собрать с них на халяву экспертизу через свой HR». При правильной медиаподаче (тут хватит даже «сарафанного радио») — это приговор для человека и его бизнеса.

Внимание. Опять мы пытаемся его купить, продать, освоить и задействовать. Впечататься в ближнего. Донести сигнал. В семиотике, науке о знаках, под сообщением рассматривается всё. Каждый артефакт и каждое событие — это сигнал. Мужички на картинах малых голландцев в Эрмитаже, дерущиеся глиняными кружками, пытаются донести друг до друга сообщение — максимально, как им кажется, эффективным способом.

Это, конечно, не наш метод, мы люди цивилизованные.

Слово «печать» применительно к периодике — тоже ведь оно, импринтинг: оставить глубокий след даже мимолётной заметкой о сиюминутном.

…Тоской, конечно, веет от всей этой «экономики», ничего не добавляющей ни мировому прогрессу, ни мировой энтропии. Как писал классик: «Опять то же поле, местами изрытое, чёрное, местами зеленеющее, мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо. — Скучно на этом свете, господа!».

Но может, на какие-то мысли моя история наведёт читателей. А это уже польза.

Пишите нам, читатели. Если у вас есть какие-то мысли на счёт прочитанного. Спорьте, опровергайте. Или пишите своё.

Фото на обложке: vk.com