XXI век характеризуется техническим прогрессом, связанным с появлением Интернета и информационных технологий. Подобные перемены касаются не только науки и техники, но социальной сферы жизни, включая медиапространство. Сейчас дети с самых ранних лет становятся участниками информационного процесса или же потребителями производимого СМИ контента. Представители молодого поколения вынуждены сами проверять достоверность предлагаемых сведений, отсеивать фейки и другой информационный мусор.

В последние годы все больше набирает популярность такое противоречивое явление, как медиаобразование молодых людей. Чтобы понять, нужна ли эта сфера новому поколению, был проведен опрос на тему актуальных методик медиаобразования.

В тестировании приняли участие журналисты, режиссеры телевидения, учителя русского и литературы, менеджеры проектов и программ, преподаватели факультетов журналистики и политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, продюсер телеканала «Звезда». Также участники семинара «Медиапедагогика и журналистское образование: проблемы и перспективы развития школьных СМИ»,  который прошел 1 марта 2020 в Центральном Доме журналиста к его 100-летию.

Опрос проводился Школой журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста для выявления пробелов в медиаобразовании молодежи и потребности в улучшения системы журналистского образования. Также для определения социальной значимости и актуальности проведения XXI всероссийского конкурса «Юные журналисты России» имени Владимира Мезенцева.

Было установлено, что более чем три четверти опрошенных считают уровень медиаграмотности недостаточно высоким для безопасного существования в информационном потоке. Молодежь мало знает о работе современных СМИ и каналах распространения полезного контента, которому можно верить. Меньше четверти людей посчитала ситуацию удовлетворительной, которую можно оставить без внимания.

У экспертов медиаиндустрии спросили, как они оценивают уровень коммуникаций  между молодыми журналистами из разных регионов РФ. Около 60% опрошенных считают, что система взаимодействия требует совершенствований, так как юным журналистам тяжело коммуницировать из разных уголков страны, это мешает созданию профессиональных объединений. 11% думают, что журналистская деятельность обязывает искать выходы из любой ситуации, поэтому молодые специалисты должны сами решать проблемы, возникающие на их пути.

Практически единогласно медиапедагоги ответили на вопрос о необходимости проведения конкурсов среди начинающих журналистов. 95% считают, что подобные мероприятия помогают молодым реализовать свой потенциал и совершенствоваться с каждым разом за счет цикличности конкурса. Им нужно общение и практика, а конкуренция станет стимулом для дальнейшего развития. Один из экспертов отметил, что «всем нужны победы».

При организации конкурса важным аспектом является разделение участников на возрастные категории. По словам опрошенных, этот вопрос оказался достаточно сложным, ведь журналистское мастерство не всегда зависит от возраста. Так, 70% полагают оптимальным деление на три группы: 10-12 лет, 12-14 лет и 14-17 лет для более честной и конкурентоспособной борьбы между ребятами одного возраста. 20% людей предложили разбить участников всего на две категории: 10-14 лет и 15-17 лет.

При создании конкурса разрабатываются номинации, в рамках которых участники будут писать материалы. Более 90% медиапедагогов проголосовали за разделение номинаций на тематические и жанровые для конкретизации требований. Также было предложено введение специальных номинаций, приуроченных к каким-либо важным событиям или явлениям.

В рамках конкурса на протяжении года планируется проведение вебинаров и мастер-классов от журналистов федеральных СМИ и преподавателей ведущих вузов для участников со всей страны. После опроса выяснилось, что 35% считают, что подобная система позволит юным журналистам познакомиться с профессией и лучшими практиками, 29,5% полагают, что вебинары это, в первую очередь, дополнение общеобразовательной программы в школах, которая улучшит работу детских и молодежных редакций. По 12% опрошенных сказали, что организация видеоконференций  позволит подготовить ребят к творческому конкурсу на факультеты журналистики, а также познакомиться юным журналистам из разных регионов и образовать сообщества для совместной работы. 10% экспертов считают, что любое взаимодействие молодых людей между собой и с известными журналистами пойдет первым только на пользу.

Таким образом, по результатам опроса большинство медиапедагогов обеспокоены и недовольны уровнем медиаграмотности молодежи и юных журналистов. Современным детям предстоит расти в бесконечном потоке информации и определять чему из него можно верить. Для успешного и безопасного существования в медиасреде молодым журналистам требуется поддержка и знания более опытных и компетентных представителей этой профессии, которые смогут помочь им во время проведения конкурса «Юные журналисты России».

Фото на обложке: «Слово — за нами!»