Фото: РИА Новости
Указом Президента России Владимира Путина 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия этого года – повысить престиж профессии учителя, говорить о ценности и значимости наставничества.
Константин Дмитриевич Ушинский – вот настоящий пример великого наставника и педагога: в 2023 году отмечается 200-летие со дня его рождения.
Каковы были принципы Ушинского в воспитании и обучении детей, и как он воспитывался сам?
Жизнь и характер Ушинского
Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1824 года в Туле. Его отец, Дмитрий Ушинский, был офицером в отставке и принимал участие в Отечественной войне 1812 года. С повышением отца семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли юношеские годы будущего великого педагога.
Первым наставником для самого Ушинского стала его любимая мама, которая умерла, когда Константину было всего 12 лет. Именно она учила его не только основам литературы, языкам и другим предметам, но и любви, заботе и человеческим отношениям.
Когда юного Ушинского отправили в гимназию, он был принят сразу в третий класс. Позднее он отзывался о своем первом месте учебы тепло и с любовью: Константин говорил, что педагоги гимназии не только учили, но и любили детей, а это – самое важное.
После окончания гимназии Ушинский становится студентом юридического факультета Московского университета. Преподаватели, профессора престижного вуза привили Ушинскому любовь к философии, литературе и праву. Именно в то время Константин впервые заинтересовался вопросами просвещения простого народа, безграмотности населения.
Первая работа в лицее
Устроившись на работу в Демидовский юридический лицей, Ушинский придерживался прогрессивных взглядов: со своими учениками молодой педагог вел себя достаточно неформально и открыто. Это, конечно, не нравилось его начальству.
В результате плохих отношений и непонимания со стороны начальства, Ушинский принимает решение уволиться и начинает заниматься переводами иностранных статей для журналов.
Гатчинский сиротский приют
В 1854 году Константин Ушинский устраивается на работу в Гатчинский сиротский приют – место, в котором учились будущие чиновники.
До прихода Ушинского оно славилось своими строгими порядками и безжалостной дисциплиной.
За время своей работы в институте Константин полностью изменил суть воспитательного процесса: отношения детей стали человечными и добрыми, а процесс обучения менее строгим, но более эффективным. Сам же Ушинский продолжал знакомиться с самыми разными работами по педагогике, а впоследствии написал свою собственную статью «О пользе педагогической литературы», которая стала одной из самых знаковых в его биографии. После написания именно этой статьи про Ушинского узнали: он начал сотрудничать с «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения».
Следующий этап — работа в Смольном институте
Следующим этапом в жизни Ушинского стал Смольный институт благородных девиц. Константин был против деления девушек на простых и знатных, считал необходимым одинаковое отношение абсолютно ко всем.
По его мнению, девушки должны были обучаться на русском языке, а в конце обучения им должна была присваиваться квалификация воспитательниц.
Также Ушинский регулярно проводил заседания, на которых вместе с другими педагогами он обсуждал важные темы и проблемы, связанные с процессом обучения, выдвигал свои собственные предложения.
Именно благодаря ему формальные заседания превращались в дружеские и теплые беседы преподавателей, стремящихся создать лучшие условия и программы для обучения детей.
Константина Дмитриевича любили коллеги и ученики, а вот начальство, напротив, видело в нем не серьезного и сильного преподавателя, а всего лишь вольнодумца.
Чтобы избавиться от Ушинского, принимается решение отправить его в командировку продолжительностью пять лет.
Переезд в Европу и литературная деятельность
Переехав в Европу, Ушинский еще больше увлекся изучением работ по воспитательной и образовательной деятельностям, много внимания он уделял и литературе – как ее изучению, так и написанию.
Свои первые учебники для родителей и преподавателей «Родное слово» и «Детский мир» он написал в 1864 году. Эти книги стали «настольными» для учителей и впоследствии были переизданы множество раз.
Ушинский писал и художественную литературу: его детские сказки и рассказы («Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы») пополнили библиотеку юных читателей.
Говоря об Ушинском, нельзя не упомянуть его главный труд, который стал достойным окончанием его профессиональной деятельности – «Человек как предмет воспитания». Из-за внезапной смерти Константин Дмитриевич не успел завершить свою работу над ним, однако, даже несмотря на это, отрывки и цитаты из его последней и важнейшей работы встречаются во многих учебниках, написанных современными авторами.
Ушинский – великий педагог и человек
Константин Дмитриевич Ушинский – пример не только великого педагога, выступавшего за доступность образования всем слоям населения, но и человека с большой буквы.
Человека, который считал, что главное в воспитании детей – их любить. И этой мыслью, словно красной нитью, пронизывал свои отношения с людьми, гениальные труды и просто всю свою жизнь.
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»
— Константин Дмитриевич Ушинский
Журналист, ведущая, автор издания “Слово-за нами”, автор блога “VarvaraKrasa”.