Журналистка «Слова – за нами!» Яна Остапец пообщалась с основательницей бренда “BOYARI” Ольгой Бояриновой. Узнала, что общего имеют одежда и яблоки и какие ценности и основы морали можно заложить в целые коллекции.

ДНК БРЕНДА

Вот уже 24 года Ольга Бояринова работает модельером. За это время модельер основала свою кутюрную линию “Olga Boyarinova Couture“, которая существует и по сей день. Находясь во Франции, Ольга «наконец-то нашла способ основания такого бренда одежды, который не был бы вреден для окружающей среды”. С самого начала своей профессиональной работы у Ольги было четкое понимание: рынок перенасыщен, и для создания поистине оригинальных вещей необходимо уйти от того, что уже существует:

“И зачем я буду производить те же платья в горошек, если они уже есть? Если они есть и в клетку, и в цветочек, и в полоску? В этом нет никакого смысла”.

Ольга всегда работала в кутюре с высокой модой. Поэтому, выпуская единичные экземпляры вещей, она создавала их с определенной целью, а с помощью коллекций могла выражать свои мысли и показывать настоящее мастерство портных. Одевая конкретных людей, звезд, Ольга вступала во взаимодействие с энергией каждого человека лично, что привело ее к выводу о глобальном перевороте в мире моды: Люди перестали гнаться за дешевизной, а массовое потребление отступило”. Настало время “Slow fashion” – моды, которая реализовывает подходы к производству одежды путем переориентации стратегий дизайна, производства, потребления и повторного использования, которое уменьшало бы влияние на общество и окружающую среду. Сейчас по этому принципу работают многие европейские бренды обуви и аксессуаров. Их самое главное отличие – это то, что они могут позволить себе иметь локальное производство. По словам модельера, благодаря этому бренды могут использовать “по-настоящему качественные материалы”

“Это как раз напрямую связано с контролем качества. Нет никакого излишнего складирования и засорения всего перепроизведенными партиями чего бы то ни было. Можно использовать по-настоящему качественные материалы. Потому что, например, метр яблочной кожи, с которой мы работаем, стоит дороже, чем метр натуральной кожи”.

В базовых изделиях из натуральной кожи натурального ничего нет. На тех же самых дубильных производствах, которые обрабатывают натуральную кожу, используются очень агрессивные химикаты. К ним “за два километра уже не подъехать. Люди умирают от рака в 25 лет”.

Во время жизни и работы в Париже, она познакомилась с большим количеством экологичных технологий, которые еще пока не успели дойти до нашей страны. Там, на крупнейшей выставке “Première Vision Paris”, которая проходит в Париже каждые полгода, с каждым разом представляется все больше и больше эко-френдли инноваций. Одна треть из них как раз-таки и посвящена осознанному потреблению и производству, не наносящему вреда окружающей среде. Также на выставке существует огромное количество образовательных программ. Все эти компоненты сошлись для Ольги Бояриновой воедино и помогли основать личный бренд: 

“Я смогла основать бренд одежды, который не был бы кутюрной маркой, но производил бы капсулы с понятным ДНК и очень четкой философией осознанного потребления. Этот бренд — “BOYARI”.

На вопрос, как появилось название бренда, основательница рассказала, что оно произошло от её фамилии и никакого отношения к боярам не имеет. Так как бренд зародился во Франции, фамилию пришлось ”чуть сократить и оставить”.

“BOYARI” – название на французский лад. Для французов “Бояринова” – слишком длинная фамилия.

Оказавшись в России, миссия бренда стала шире и начала занимать более просветительскую нишу:

“Как мы поняли, ЭКО-мода в России находится в зачаточном состоянии, и о том, что такое “Slow fashion”, людям нужно объяснять. Но вот уже молодое поколение осведомлено об экологических проблемах и готово ждать какую-то классную куртку от какого-то классного дизайнера месяц или около того. И это усиливает надежду на то, что наше общество тоже переформатируется и будет больше задумываться о том, что мы не станем счастливее, если будем выполнять наши хотелки прямо сейчас, чего бы это ни стоило”.

Ольга Бояринова на конференции Россконгресса, в преддверии открытия форума Дизайна и Моды

Такое производство, когда ведется анализ стоимости вещей и самих технологий, позволяет человеку в итоге получить “не просто нужную, качественную вещь, а вещь, которая будет четко выражать его жизненную позицию”, утверждает Ольга.  

Целевой аудиторией бренда являются люди от 35 до 50 лет, ведущие осознанный образ жизни, “имеющие нестандартное мышление, так называемые open-minded”.

Это люди, открытые ко всему новому, осведомленные о происходящем в мире, заботящиеся о себе, уважающие в первую очередь себя и, соответственно, уважающие окружающую среду и общество. 

“Таких людей еще называют decision-makers. Они часами принимают решение, прекрасно понимают, что им идет и что не идет. У них очень четко выраженный стиль, четкое ДНК.

Они понимают, что одежда — это выражение себя, так же, как и еда, макияж; что их слова — действия, которые приводят к определенным последствиям.

Словосочетание “осознанный выбор” – не пустой звук. Как бы заезженно оно не звучало, я выбираю здесь и сейчас разговаривать с вами. И я трачу на это свою энергию и время, потому что я этого хочу. Я ношу именно этот материал и именно этот крой, потому что это что-то для меня значит. У меня именно такая прическа, потому что я ее выбрала. Потому что сегодня это моя энергия. И если я чего-то НЕ хочу, я этого точно делать не буду, и это не прихоть, это путь.

СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ 

Безусловно, создание дизайнов – это вдохновленный процесс. Однако маркетинг очень сильно влияет на продажи и качество коллекции. Это – коммерческая составляющая. Как же обстоят дела с этим у “BOYARI”?

Маркетинг – боль”, — говорит Ольга Бояринова. В нем есть разные пути. Когда человек нашел себя и находится на своём месте – это очень хорошо. По словам Ольги, её путь сложноват, потому что модой она живет, дышит. Она “замужем за модой, за своим творчеством”. Мода — неотъемлемая часть дизайнера. Это “самый сложный способ развития бренда и его существования”:

Это самый сложный способ развития и существования. Никому из своих студентов я не рекомендую делать так, как я, потому что это забирает всю жизнь. Если можно к чему бы то ни было относиться изначально с коммерческой точки зрения, не наступая на себя — это отлично. Но очень важно, чтобы каждый человек понимал, кто он, и что он может делать. И чтобы он жил так, как он чувствует. Потому что самоощущение все-таки должно быть на первом месте”.

Если человек понимает, кем он является, он может выражать себя в окружающем мире “сообразно своему собственному пути”.

“Если ты понял, кто ты, то ты уже понимаешь свой путь”.

Путь самой Бояриновой отличается от стандартного дизайнерского развития, “он идет абсолютно от сердца”. Как говорит Ольга, мода для неё – “наивысшее проявление искусства”. Поэтому, если нужно что-то удешевить, подсветить, как делается с маркетинговой стороной, – это не для неё. Вещи, которые она создает, — “полноценные произведения искусства”. Они постоянно взаимодействуют непосредственно с человеком, с его телом, а оно – “оболочка нашей души”. Соответственно, одежда – вторая оболочка. Одежда, по ее мнению, не может не влиять на человека, она формирует его. А это – важная составляющая!

“Я – основатель дизайнерской компании, которая фанатично обожает свое дело и живет этим. Опять-таки, бывают разные пути. И если человек родился менеджером и хорошим коммерсантом — это тоже прекрасно. Это его путь, его энергия, и он в чем-то другом видит наслаждение для своего сердца. Для меня мода – высшее искусство”.

ВДОХНОВЕНИЕ – ЭТО ЛЮДИ

Бренд “BOYARI” нацелен в первую очередь на творчество и вдохновение, а не на прихоть. Вдохновением там являются в первую очередь люди. Всё, – от цвета до материи, – имеет смысл. Черный цвет бренда говорит о том, что “самое важное – это сам человек, чтобы он сфокусировался на себе, прочувствовал себя”. Сложный крой вещей, про многослойность: “Он многослойный, многосложный, но смотрится единым, потому что это все черного цвета. Это не чистое вдохновение, не прихоть”, — комментирует создательница. Каждая коллекция, несмотря на то, что сложна, поднимает конкретную тему. 

Одна из коллекций бренда была протестом против насилия над женщинами. О том, что насилие может быть физическим или моральным, и о том, что, как бы там ни было, с насилием сталкивается каждая вторая женщина в мире. Создатели не выходили с пикетами, но вся коллекция говорила о том, что такое жестокость, и чем она может обернуться. Все это было в прекрасной оболочке шелка.

Другая коллекция многослойного креп-шифона говорила о том, что женщины на вид хрупкие, но намного сильнее и сложнее, чем могут казаться на первый взгляд.  Конечно, создательница  очень часто затрагивает тему проблем женщин в мире, потому что сама же является ею. Однако “BOYARI” — не только про женщин.

“Через “BOYARI” я говорю с обоими полами. У нас очень много изделий унисекс. Тут я каждый раз хотела бы под разным углом поговорить с людьми о самоощущении, о пути человека в этой жизни”.

Также чуть раньше у бренда была представлена коллекция “Liberation”. Это был “панковский показ”. Многие тогда даже комментировали: “Ах! Она стала Vivienne Westwood!”. Но Ольга говорит:

“Да не стала, я – Вивьен Вествуд! Это был один из манифестов! Мы все дрались на подиуме. Это был просто такой разнос всего! Это было мегакруто! Это было в галерее “Cube” на Тверской, и нас стали ассоциировать с панками”.

Следующая коллекция, которая выходит у бренда, — это коллекция «Путь воина», посвященная внутреннему развитию воина. “Воин – это не тот человек, который на кого-то нападает, а тот, кто растет внутри тебя. Это про внутреннюю силу. И эти коллекции [прим.ред.- коллекции Путь Воина и Liberation] уже одинаково важны как для мужчин, так и для женщин”, — рассказывает Бояринова. В каждой коллекции создательница говорит о “морально важных” темах. Её вдохновение заключается в людях, а способ его передачи — это мода.

Показ коллекции “Путь Воина”

“Это то, как мне легче всего выразить, что я хотела бы сказать людям. Можно говорить словами, можно расклеивать манифесты где-нибудь у домов, а можно создать коллекцию и через нее говорить с людьми. Причем очень часто, как и любые предметы искусства, коллекции воспринимаются людьми не дословно, а через впечатления. Люди все равно получают ту самую информацию, которую несет этот бренд”.

Та искра, которую несёт Ольга через свои коллекции, движет всю работу бренда. Каждый перфоманс очень информативен. 

“BOYARI” —  это ВСЕ перформансы.

“Перформанс, на мой взгляд, — это необходимая вишенка на торте, потому что то, как ты говоришь – это интонация, с которой ты доносишь свое послание миру. То есть можно подойти и пропищать что-то, а можно красивым языком заявить о себе. Информация будет одна и та же, а вот люди воспримут совершенно по-разному. Понимаешь, перформанс – это прекрасно, и я считаю, что он необходим!”

Все кутюрные показы бренда всегда были перформансами. Создательница обращает внимание на то, как важна музыка, на то, как поданы вещи. Так, например, первое шоу бренда было про метаморфозы, которые происходят с людьми. Моделей переодевали прямо на сцене. Тогда Ольга задумывалась над трансформацией человеческой души, “над тем, что она возможна, что мы не обязаны быть одними и теми же всю нашу жизнь, и что только дураки не меняются”. Шоу происходило с джазовыми обработками и с живым голосом. 

“В любом шоу то, как ты доносишь свою мысль — это то, как ты ее уважаешь. Если нечего сказать — посиди и помолчи! Подумай! А если есть, что сказать, если ты считаешь, что твоя мысль ценна, и ты имеешь право так считать, ты так чувствуешь, то имей к ней уважение, будь добр. Донеси ее по полной программе. Это – ничего, кроме уважения к твоей собственной искре. Потому что искра, как мне кажется, где-то свыше нам посылается, и ее необходимо уважать, ценить и правильно доносить”.

Дизайнер отметила, что именно для этого и существует искусство, для расшатывания системы, для отсутствия покоя. В пример она привела свой опыт создания скульптур, посвященных борьбе с убийством животных, для ГЭС-2:

“Я забрала из ателье лисьи шкуры, которые уже облысели и не имели другого пути, кроме как на помойку. То есть животное было убито два раза зря. Первый раз – ради шубы, а второй раз оно просто долго лежало, его съела моль, и его собирались выкидывать. Я вот эти шубы окунала в эпоксидку, с них капала вот эта эпоксидка. И, когда я это сушила, это было действительно страшное зрелище. Там веревки застывшие. Даже художники, видавшие такое, заходили, им плохо становилось!”

И это искусство выполняло свою миссию: оно трогало сердца, проникало в души людей. Но необходимо зайти с неожиданной стороны, чтобы сделать такое: “Нужно быть сильными, нужно иметь сильный посыл”.

Развивая тему цензуры, Ольга также поделилась, что сталкивалась с такими проблемами. Создав коллекцию против цензуры, против боли, где выпускались черные шары с надписью “агрессия, боль”, за 2 недели до начала СВО, она была вынуждена прекратить ее выпуск.

Вот так совпало… И вот это тоже было очень интересно, потому что в советские времена очень серьезно развилось течение художников, которые были в рамках и которые вынуждены были извернуться в этих рамках так, чтобы выразить себя и при этом остаться вне каких-либо конфликтных ситуаций, которых художники и не должны касаться. Художники занимаются человеческими душами”.

Политика для Ольги — совсем другой домен и другая категория. В то время как художники занимаются душой простых людей, им ставят вопросы об их существовании, о том, где они и кто они, хотя это не имеет никакой связи со структурами власти. 

“Здесь это очень интересно, и нужно исхитриться, чтобы сделать это. Я закончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица с красным дипломом. Но каждый раз даются такие рамки, что мы говорим: “Какой ужас! Да что такое!”. И это то, что как раз ограняет тот самый бриллиант.