Алекс Гарленд начинал свой путь писателем остросюжетных романов, уже первый из которых сразу привлек внимание известного постановщика и был удачно экранизирован. Не так давно в отечественном кинопрокате вышло «Падение империи», военная антиутопия о гражданской войне и достаточно громко нашумевший фильм, ставший поводом вспомнить фильмографию британского режиссера и сценариста и обратить внимание на его самые важные работы в хронологическом порядке.

«Кинематограф уже давно занимается прославлением насилия, но можно ли превратить насилие в нечто такое, что может стать просто эстетикой, настолько абстрактным явлением, чтобы стать неподдельно прекрасным?…»

Дебютное произведение Гарленда «Пляж», в основу которого положены его собственные заметки из путешествий, стало и книжным бестселлером, и кинематографическим хитом (режиссером одноименного фильма выступил Дэнни Бойл, а главные роли были у Леонардо ДиКаприо и Тильды Суинтон). Тем не менее, непосредственного участия в съемках фильма Гарленд не принимал — его первой полноценной сценарной работой стала картина «28 дней спустя», которая вышла в 2002 году, получив массовое признание как зрителей, так и критиков.

28 дней спустя (2002)

Фильм — постапокалиптический боевик-ужастик, предшественник современных зомби-хорроров, снятый будто на ручную vhs камеру, создавшую предельно реалистичный эффект документальной съемки. Тем не менее, за исключением нескольких сцен в финале, почти весь фильм был снят на цифру.
Главный герой (Киллиан Мерфи) очнулся в Лондоне, где прогрессирующее заражение превратило почти всех людей в зомби, но это не привычные нам вяло ступающие существа, а бешеные, стремительные мутанты, кои не против загрызть все, что движется. Так, идея антиутопического ужастика, многим поначалу показавшаяся заезженной, и оттого неперспективной, захватила своей зрелищностью кинотеатры нулевых и положила начало совместной работы Дэнни Бойла с Гарлендом уже в качестве сценариста.

Пекло (2007)

Вторая совместная работа Гарленда-сценариста с Дэнни Бойлом на этот раз взяла направление на блокбастер в жанре научной фантастики: восемь астронавтов отправляются в космос для доставки некого заряда на потухающее Солнце с целью повторно его воспламенить. В главных ролях — Киллиан Мерфи, Роуз Брине, Мишель Йео, Крис Эванс и Клиф Кёртис
Замкнутое в невесомости пространство, без сомнений, оказывает давление на психологическое состояние экипажа, и участники экспедиции постепенно теряют не только веру в успех операции, но и свои рассудки. Сперва может показаться, что у фильма потенциал психологического триллера, в центре которого — конфликт в узком кругу людей, разлад и последующий срыв, ведущий к непоправимым последствиям. Плавное и последовательное повествование в первой половине хронометража только подтверждает эту идею, намекая на очередной экзистенциальный эпос, перерастающий в напряженную историю-катастрофу с трагическим финалом. Правда, на самом деле, дойдя до грани триллера, картина завершится с драматическим пафосом — идеей возрождения надежды на лучшее будущее. В этом фильме стали видны характерные черты, а также тематические и идейные предпочтения будущего режиссера, среди которых — любовь задавать философские вопросы в жанровых рамках смешанного сай-фай и хоррора.

Из машины (2014)

Дебютный режиссерский полный метр Гарленда — минималистичный сай-фай триллер, затрагивающий спорные вопросы и тревоги, связанные с появлением искусственного интеллекта. На «Оскаре» у фильма — две номинации и одна победа, за лучшие визуальные эффекты.
Айтишник-миллиардер (Оскар Айзек) нанимает молодого программиста (Донал Глисон) для тестирования своего нового экспериментального изобретения — робота в обличии девушки (Алисия Викандер). Споры о последствиях создания подобных машин, правах человека на власть над своим творением и, наконец, о спектре эмоциональных и чувственных возможностей искусственного разума ведутся до сих пор, спустя 10 лет после создания картины. Тем не менее, судя по тому, какое развитие произошло в сфере AI, можно сказать, что «Из машины» до сих пор бьет по нерву времени.

Аннигиляция (2017)

Вторая полнометражная работа Гарленда — живописный научно-фантастический хоррор с Натали Портман в главной роли, который все также наполнен экзистенциальными вопросами и продолжает развивать режиссерский стиль неторопливого повествования.
Группа из пяти женщин-ученых отправляется изучать аномальную зону, трансформирующую все живое в своих пределах. События разворачиваются в декорациях джунглей и глухого леса, и вся картина наполнена загадочно-апатичной атмосферой — тем неожиданнее и ярче выступают фрагменты проявления местных особенностей фауны и эпизоды отклонений разума у героев.

Род мужской (2022)

Яркий, надолго врезающийся в память арт-хоррор о женщине (Джесси Бакли), пытающейся избавиться от своих подсознательных страхов и чувства вины за смерть мужа. Приехав отдохнуть в провинциальный домик шекспировских времен, она сталкивается со странными мужчинами, которые все более упорно и навязчиво начинают ее преследовать — интересно, что, перевоплощаясь, всех их играет один актер — Рори Киннер. Композиция повествования, встречающиеся символы, хорошо знакомые в английской культуре, и сами образы навязчивых мужчин создали пространство для большого количества интерпретаций авторского замысла. Фильм держит в тревоге на протяжении всего хронометража, а в финале шокирует, но ровно настолько, чтобы оставалось желание смотреть, не отрываясь, до самого финала.

Падение империи (2024)

Слухи о том, что это последняя режиссерская работа Гарленда, недавно были опровергнуты — но для заключительного фильма «Падение империи» является неплохим примером. Это военное роуд-муви о журналистах, в разгар Гражданской войны пробивающихся в Белый дом с целью взять у свергаемого президента последнее интервью. На самом деле, картина, конечно же, посвящена не столько внутриполитическим конфликтам в вымышленных Соединенных Штатах, сколько о человечности и бесчеловечности, которые раскрыты через призму этических аспектов военных журналистов. Также Гарленд ставит такие особенно актуальные сейчас вопросы, как обязанность граждан быть включенными в политику своего государства и корректность принятия позиции «вне политики». Получается, что британский сценарист-утопист снова тематически попадает на злобу дня, тем не менее создавая условную реальность и не навязывая ни одной стороны вопроса.