В Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялся пресс-показ отечественной спортивной драмы «Легенда о самбо».
С журналистами, выступившими первыми зрителями кинокартины, встретились режиссер Андрей Богатырев, генеральный продюсер Татьяна Воронецкая, актеры Дмитрий Павленко и Антон Вохмин, президент Всероссийской федерации самбо Сергей Елисеев и директор кинопрокатной компании Дарья Рязанцева. Обсуждались сложности съёмок, подбор актеров, прототипы героев, техническое подробности и… важность популяризации самбо.
Фильм погружает нас во времена московской спартакиады, 1936 года. Приглашена сильнейшая команда борцов. Решающий поединок: кто-то одержит победу, кого-то ждет поражение, а кого-то — неожиданный поворот судьбы… Два мастера боевых искусств. Один — с детства обучался искусству дзюдо в Японии — Василий Ощепков. Другой, прошедший русско-японскую войну, разрабатывающий приемы для самообороны — Виктор Спиридонов. Оба одержимы идеей создания национальной борьбы. Так рождалось самбо. Напряжение боев, интрига соревнований, великая эпоха открытий и надежд — все это переплетается с судьбами двух великих создателей самбо и их ученика Анатолия Харлампиева.
В прокат кино картина выйдет 16 ноября – в день 85-летия самбо.
Эксперимент в жанровом кино
Фильм снимался шесть лет, и за это время несколько раз менялись его идея, актерский состав и общая концепция. В начальном варианте «Легенда о самбо» предполагалась в черно-белом исполнении, но позже режиссер Богатырев отказался от этой задумки. В процессе создания оператор Наталья Кожевникова сосредоточенно экспериментировала с ракурсом и цветокоррекцией. При этом сама картина снималась статично, что нетипично для современного кинематографа, поэтому зрители смогут проникнуться неожиданным стилистическим подходом.
Действие киноленты происходит в 1936 в СССР, потому особое внимание уделялось декорациям и символике советского времени, а в самом кадре акцент сделан на атмосферном красном цвете.
“30-ые годы стали передовыми в искусстве молодой страны Советов, поэтому мы старались максимально использовать тренды того времени. Главной заимствованной чертой стал стиль конструктивизма”, — рассказывает режиссер Андрей Богатырев.
Богатырев: «О тяжелой судьбе фильма можно написать брошюру»
Первой проблемой стал процесс поиска спонсоров: именно из-за отказов в продюсировании творческий процесс затянулся на шесть лет. Вмешался и человеческий фактор: Василий Ощепков был лысым, а вот игравший его актер Вольфганг Черни – нет. На создание лысины уходило каждый день по два часа, а при съемках активных сцен ее приходилось еще и подклеивать. В какой-то момент даже появилась идея побрить актера налысо, но он параллельно участвовал в других проектах, что сделало затею бесперспективной.
Недостаточно было и информации о личной жизни и характерах трёх главных персонажей. По Спиридонову в открытом доступе ее оказалось меньше всего, и Дмитрию Павленко оставалось играть, основываясь на личном представлении образа.
Изнурительные съемки стали не меньшей проблемой для актеров, ведь бои преимущественно выполнялись без участия каскадеров. Дубли с поединками снимались беспрерывно по 4-6 часов. А финальный бой занял практически всю смену – 12 часов.
– Под конец я уже не чувствовал рук, все тело состояло из боли. Но боль временна, а фильм останется навсегда, – поделился исполнитель роли Анатолия Харлампиева – Антон Вохмин.
Но нельзя объять необъятное. В начале фильма говорится: «Если вам кто-то даст ответ на вопрос, кто создатель самбо, то он определенно лжет». Суть фразы в том, что сколько не анализируй документы и первоисточники, выделить только одного человека, как основоположника этого вида спорта не получится – вклад в его развитие вносился несколькими поколениями. Спиридонов, Ощепков и Харлампиев безусловно многое сделали для нового боевого направления, но они были не единственными идеологами самбо.
– В фильме можно было бы упомянуть как минимум пять личностей, но три главных героя это уже сложности, а о большем количестве нечего и говорить, – признался Андрей Богатырев.
Елисеев: «Начали говорить о своем виде спорта наконец-то»
При написании сценария проводились консультации со специалистами, тренерами, самбистами. По словам Елисеева, фильм может привлечь ребят и девчонок к занятию этим видом спорта. Кстати, одновременно с официальной премьерой фильма 16 ноября выйдет и двухсерийное документальное кино, где режиссер повествует о возникновении самбо уже без художественных прикрас.
Творческие цели режиссера
Андрей Богатырев известен таким фильмом как «Красный призрак», и на пресс-конференции он анонсировал работу над продолжением киноистории с официальным названием «Красный призрак 1812». Сюжет унесет зрителя во времена Отечественной войны.
Корреспондент, автор, публицист издания “Слово – за нами!”
Ведущий специалист раздела “Общество”