Уильям Ларин — автор украшений, художник и скульптор, выпустивший в мае 2024 года короткометражный фильм «Старые руки» — мистическую драму о женщине, которая на протяжении долгих лет борется с недугом, постепенно разрушающим её жизнь. Фильм снимался более 7 лет и стал режиссёрским дебютом Уильяма. Мы поговорили с автором о долгом процессе создания этой картины, настойчивости и вдохновении. 

— Уильям, Как Вы пришли к тому, чтобы снять собственный фильм? Как сформировалась идея?

— У меня в голове всегда рождалось множество различных образов. Некоторые хорошо подходили для живописи, некоторые превращались в украшения и другие объекты, но были и те, что не помещались в статичную форму — они требовали движения, времени, голоса. Вот так однажды появились и персонажи фильма. До этого у меня уже были попытки сделать кукольный мультфильм, а также съёмки коротких роликов. В целом меня всегда тянуло в сторону творчества, но, в отличие от других моих увлечений, кино требует большого количества вложений, в одиночку это уже не потянуть. Вот так в один день я встретился с моей подругой Ольгой Пинаковой1, поделился с ней идеей, которая на тот момент была совсем сырой, но этого хватило, чтобы в ходе разговора появилась искра энтузиазма. На самом деле, если бы не Ольга, этого проекта бы не было, без неё я бы не решился всё это даже начать. Но вместе, поддерживая друг друга, мы приступили к написанию сценария. Мы сидели днями и ночами с перерывами на учёбу и работу и планировали, готовили костюмы и декорации, дорабатывали сцены, впоследствии начали медленно набирать команду. Мы не знали о кинопроизводстве ничего и собирали информацию по крупицам: кто-то из команды умел одно, кто-то — другое. И так по кусочкам мы формировали представление о том, как нужно всё делать.

— Расскажите, где Вы учились, и помогли ли знания из ВУЗа в создании фильма?

— После 9 класса я поступил в КПИ МГХПА имени Строганова на факультет Дизайна. Это учреждение мне дало художественную базу, немного упорядочило мои уже имеющиеся знания и дополнило их, но оно никак не было связано с кино, так что, конкретно в этом плане, сомневаюсь, что оно что-то дало (хотя нет, обманываю: мы одолжили из их натюрмортного фонда некоторый реквизит и части декораций, ха-ха-ха). 

Мы начали съёмки, когда я был, кажется, на третьем курсе. Я отлично закончил учёбу, получил диплом и готовился уже к свободной жизни, но социальное давление вынудило меня идти получать высшее образование. Скажу честно, меня это не сильно интересовало на тот момент, мне хотелось уже полноценно заниматься своими проектами и не тратить время на экзамены, зачеты и сессии. Мне нравится учиться, но я не переношу, когда моё получение знаний становится обязательством перед кем-то, не люблю неинтересную и неважную для меня информацию и саму систему, в которой я должен отчитываться за что-то.

Но всё же тогда я выбрал поступать в ГИТИС, чтобы учиться художественной постановке театра, впал в азарт во время вступительных и прошёл на бюджет. И как бы я ни сопротивлялся происходящему, сколько бы ни мечтал о свободном времени, чтобы заняться своими делами, могу с уверенностью сказать, что на протяжении первых двух курсов получил много интересной информации, полезных навыков и знаний. Зачастую всё это было от преподавателей, которые мне искренне полюбились, чьих пар я с нетерпением ждал (вообще я считаю, что от личности самого преподавателя зависит 90% успеха). Но, к сожалению, постепенно интересных пар становилось всё меньше, в ходе учебной программы мы прощались с нашими любимыми преподавателями, и к 3 курсу мне уже стало совсем скучно и невыносимо. Меня ужасно мучила мысль, что я провожу в университете весь день и 80% времени не получаю никакого удовольствия (тогда мой небольшой синдром отличника не позволял мне часто пропускать пары). Я начал сильно гаснуть, до последнего пытался доучиться до конца, потому что нужно получить «корочку», но в середине 4 курса, за полгода до диплома, я ушёл в академический отпуск и больше не вернулся. 

На тот момент моё ментальное здоровье дало сильный сбой, началась тяжелая депрессия. Всё это казалось мне невыносимым, я знал, что не вернусь из академического отпуска, но не забрал документы сразу, потому что боялся совершить фатальную ошибку и потом пожалеть. Но сейчас я не жалею и считаю, что поступил тогда верно, взял из университета то, что было нужно и не стал тратить свою жизнь на то, что мне не важно. Я мог бы обвинить кого-то в том, что случилось так, как случилось, но это будет нечестно. Просто я оказался человеком, которому такой формат не подходит и которому нужны знания, а не бумажка, подтверждающая их.

— Вы упомянули Ольгу Пинакову. Не могли бы Вы рассказать, какую роль она сыграла в этом проекте?

– Ольга Пинакова сыграла в этом проекте ключевую роль. Как я уже говорил, если бы не она — «Старых рук» бы не было. В первую очередь, конечно же, помогала её невероятная уверенность в том, что мы сможем. На тот момент я сидел со своей идеей, варил её в голове и только мечтал о том, что когда-то нужно создать фильм. Моя главная проблема — это то, что я большой трус. Без такого человека, как Ольга, я практически был не способен взяться за такой большой проект. У меня была только идея, сами персонажи в голове и направление истории, но большую часть сценария мы уже писали вместе, структурировали историю, продумывали нюансы. Ну, и, конечно, она исполнила главную роль — исполнила её, как никто другой бы не смог исполнить. Возможно, это из-за того, что я привык видеть фильм таким, какой он есть, но даже сейчас я не могу представить кого-то ещё на этой роли. Она знала персонажа, она его прожила, героически выдерживала все сложности съемочного процесса, переживала, репетировала, но всегда идеально справлялась, даже когда смены длились по 25 часов. Ещё мы вместе продюсировали все процессы: искали команду, обсуждали детали, планировали съёмочный процесс. В общем, она совершенно незаменимый человек в этом проекте. 

— А как подбирался остальной актёрский состав?

— Ну, действующих лиц в этом проекте немного, главную героиню сыграла Ольга, дилера сыграл я, и, наверное, это было главной  ошибкой, ха-ха. Я понял, что мне не очень комфортно в кадре, мне больше нравится контролировать всё, находясь по ту сторону, но это был интересный опыт. 

Дольше всего мы, конечно, искали девушку на роль русалки. Она должна была быть совершенно прекрасной, тонкой, легкой, в общем — идеальной. Мы искали её через социальные сети, рассматривали всех желающих и в один прекрасный момент нашли. Казалось, всё прекрасно, мы отсняли несколько смен. Но однажды дела пошли наперекосяк и в итоге пришлось с ней расстаться. Я ни в коем случае не виню девушку, это была наша ошибка, мы не смогли донести важность этого проекта и все сложности, с которыми придется столкнуться. Она не была профессиональной актрисой, и, наверное, для неё было шоком столкнуться со съёмочным процессом лицом к лицу. Но всё что ни делается — всё к лучшему, ведь на эту роль мы нашли невероятную Анастасию2, которая была русалкой всю вторую часть фильма и дублершей некоторых моментов. Самое интересное, что мы всё отыграли так, что никто и не замечает подмены, пока не показать конкретно, и я считаю, это успех. На Анастасию легли все самые сложные сцены, но она невероятно стойко с ними справилась, за что я всегда буду ей благодарен. 

Детей для воспоминаний главной героини также искали через социальные сети или знакомых. Я до сих пор не понимаю, как мы тогда с этим справились, но получилось найти прекрасных детей и их родителей, которые очень нас поддерживали весь съемочный день и выстояли даже тогда, когда у нас сорвалась локация и пришлось экстренно искать новую. В общем, на нашем пути повстречалось множество замечательных людей, чему я, конечно, бесконечно рад.

— С какой целью был снят фильм? Он создавался для широкой аудитории или больше для себя? Если не секрет, окупился ли он?

— Никакой цели, на самом деле, не было — фильм создавался исключительно, чтобы реализовать идею, которая уже жила в голове. Я вообще не считаю, что у искусства должна быть какая-то цель, оно всегда про то, чтобы создать, вложить душу, и поделиться этой душой с теми, для кого это может быть важно и нужно. Мы до последнего были уверены, что просто закончим фильм, снимем какой-нибудь бар с проектором и покажем узкому кругу людей, после чего проект просто останется на просторах интернета и будет тихо ждать своего следующего заинтересованного зрителя. Но нам повезло, и каким-то совершенно волшебным образом произошло то, что произошло. Люди, которые продвигают этот проект сейчас, появились в моей жизни совершенно случайным и неожиданным образом, и я безумно благодарен судьбе за то, что всё сложилось именно так. Хотя у проекта не было цели покорить весь мир, всё равно приятно, когда появляется возможность показать его большому количеству людей. Насчёт окупаемости пока сказать ничего не могу, прошло только несколько показов, и я не имею сейчас никаких цифр. Но опять же не могу сказать, что для меня это важно, так как, повторюсь, мы вообще не думали, что будет какой-то прокат и что мы сможем заработать на нём хоть копейку. Так что время покажет.  

— Планируете ли продвигать «Старые руки» на фестивалях?

— Это очень интересно, но я пока представления не имею, как вообще эта система работает, хотя уже сейчас понимаю, что для большинства фестивалей наш фильм — это не тот формат. Как минимум потому, что он и не короткий метр, и не полный, очень сложно найти фестивали, которые примут фильм продолжительностью 38 минут, к тому же уже прошли некоторые показы, что ещё сильнее сокращает количество фестивалей, готовых принять этот фильм (большинство хотят заполучить себе премьеру). Исходя из этого, пока мы ничего не планируем, а просто плывём по течению и наблюдаем, как развиваются события. Возможно, однажды появится «наш фестиваль», но даже если нет —  не думаю, что мы многое потеряем, всё самое главное мы приобрели, сделав этот проект. 

— В нескольких городах уже состоялись премьеры в кинотеатрах. Расскажите Ваши впечатления.

Так как мы с Ольгой знаем этот проект наизусть, для нас просто невозможно посмотреть его «впервые», и мы даже примерно не знали, чего ожидать от людей на премьерах. Очень переживали за их реакцию: поймут ли люди этот проект и саму историю, скрытую в нём? Но каково было наше удивление, когда мы столкнулись с огромным количеством положительных отзывов! Люди говорили, что, по ощущениям, за весь фильм они сделали «один вдох и один выдох», что просто смотрели и всецело погрузились в фильм. Это невероятный опыт, о котором мы не могли даже и мечтать. Мы благодарны каждому, кто пришел и разделил с нами эти прекрасные премьеры, это были одни из главных моментов в жизни. 

— Сталкивались ли Вы с трудностями во время съёмок? Если да, то с какими?

— Конечно. Весь съёмочный процесс был одной большой трудностью. Начать стоит с того, что у нас не было никакого финансирования, мы всё делали за свой счёт, за те деньги, что зарабатывали, а понятно, что в 17 лет никто не получает каких-то более менее приличных сумм. И потому наши съёмочные дни проходили не подряд, как на всех нормальных проектах, а с перерывами в 1-3 месяца, так как нам нужно было накопить денег на аренду оборудования и успеть подготовить реквизит и декорации, на которые тоже уходило немало времени. У нас пропадали диски с материалом, ломались и пропадали целые отснятые сцены. Так, одной из сцен мы лишились безвозвратно, другие же снимали заново. Конечно, мы теряли людей из съёмочной команды, и в какой-то момент даже сильно разругались. Ещё мы потеряли весь звук, записанный на съёмках, поэтому все бытовые звуки и голоса пришлось писать заново и накладывать на видео, за что доблестно взялся Глеб Оверчук3. Он проделал просто невероятную работу. Так что мы столкнулись, наверное, со всеми сложностями, которые только могут возникнуть в процессе производства фильма. Но приобрели огромный опыт и небольшой посттравматический синдром, ха-ха.

— Опишите Ваш фильм тремя словами. На что посоветуете обратить внимание при первом просмотре «Старых рук»?

— Если бы я мог достаточно ёмко описать фильм, то стоило бы его снимать? В нём находится очень многое, и я даже не могу однозначно сказать, о чём он, потому что там множество отдельных мыслей, переплетённых в огромный клубок, множество точек, с которых можно на эту историю посмотреть, и с каждой точки развернётся совершенно новая история со своими ключевыми моментами. По этой же причине не могу даже сказать, на что стоит в первую очередь обратить внимание. Каждый должен зацепиться за что-то своё и смотреть именно так, как может посмотреть только он, я бы лишь посоветовал смотреть внимательно на всё, так как там нет неважных деталей.

— Расскажите какую-нибудь запомнившуюся историю со съёмок. 

— Таких была масса. Как я уже говорил, наперекосяк шло всё, что только можно, и каждый съёмочный день был отдельным приключением. Одним из самых ярких моментов была смена на Иваньковском водохранилище. Для кадра мы отправили Анастасию одну в лодке почти в центр водохранилища. Была осень, холодно, а моторная лодка на прицепе увезла её далеко-далеко, чтобы снять кадр с дрона, и уплыла. Бедная Анастасия осталась совсем одна в центре огромного водохранилища только с рацией, спрятанной в руках. Мы страшно переживали, а она не отвечала на рацию, как оказалось, чтобы случайно не испортить кадр. Её героизм меня поражает до сих пор.  

Довольны ли Вы результатом?

Я никогда не доволен на 100% тем, что делаю, но считаю, что, исходя из обстоятельств, этот проект сделан лучше, чем можно было ожидать. Конечно, если бы я делал его сейчас, я бы ещё сильнее раскрыл главную героиню и всех сопутствующих персонажей, ещё подробнее продумал детали, как сценарные, так и художественные. Думаю, из этого получился бы хороший полный метр, но имеем то, что имеем. Зато этот проект сохранил в себе остроту юного восприятия мира, и, наверное, так и должно было случиться, иначе это был бы уже другой проект.

— Чем Вы вдохновлялись при создании фильма? А чем вдохновляетесь вообще?

— Увы, не могу назвать ничего конкретного, обычно меня вдохновляют какие-то мелочи из жизни, какие-то события, ситуации, времена года, разные места, насекомые и животные, различные истории — в общем, вдохновением может послужить всё что угодно, но настолько понемногу и так быстро мозг перерабатывает этот набор в новую форму, что практически невозможно уже разглядеть, что откуда взялось. Вообще, я люблю старинные сказки, все эти немного пугающие истории и природные мотивы, и всё, что про человеческую душу.

— Какой Ваш любимый фильм? С точки зрения режиссёрской работы или с точки зрения работы художника.

—  Честно говоря, у меня нет одного, самого любимого фильма. Есть много произведений, которые мне нравятся по разным причинам: в одном — история, в другом — картинка, в третьем — актёры. На самом деле, после начала съёмок мне иногда стало сложно смотреть кино из-за профдеформации: я разбираю всё на молекулы и смотрю, где бы сделал иначе.

— А можете привести конкретные примеры фильмов, которые Вам нравятся?

— Из последнего мне запомнился фильм «Догмен»4. Посмотрел совершенно случайно и был удивлен тому, что он вышел в этом году. Давно не видел таких качественных проектов: интересные образы, персонажи, сама история, ну и, конечно, «запрещённый ход» в виде песен Эдит Пиаф, которые вывезут всё что угодно. Кстати, раз уж зашла речь о ней, очень люблю биографический фильм «Жизнь в розовом цвете»5 о жизни самой Эдит. Это тяжёлая драма о том, как человек справляется с трудностями жизни и с самим собой, и невероятная картинка. 

Красивых и интересных фильмов, на самом деле, множество. Даже в чём-то неочевидном порой можно найти золотые моменты. Мне иногда даже нравится смотреть какую-то чушь и приходить в восторг от какой-то одной маленькой идеи, персонажа или образа. Совсем недавно, пока работал, поставил на фон какой-то совершенно глупый подростковый мистический сериал, безумно поверхностный и плоский, предсказуемый да ещё и плохо снятый, но в какой-то серии, буквально на две минуты появился персонаж — какой-то дух женщины, сидящей на берегу и бесконечно отстирывающей окровавленные ткани — «кровь человечества». Честно говоря, я не знаю, возможно, это какая-то известная легенда или создатели сериала откуда-то это украли, но сама идея мне показалась очень красивой и глубокой. Так что откопать что-то прекрасное в чём-то совсем плохом для меня порой бывает даже интереснее, чем посмотреть что-то привлекательное в целом. 

— Ваше мнение насчёт русского и советского кинематографов? 

— Я считаю, что русское кино, как и любое другое, имеет общую массу, которой могло бы и не быть, и ничего бы в мире не изменилось, но и свои жемчужины. Про советское скажу то же самое. В отечественном кино, к сожалению, я редко встречаю интересные мне мотивы, но время от времени, конечно, они попадаются. 

Я часто слышу от людей, что советский кинематограф был лучше, но, на мой взгляд, это только из-за того, что создание кино было менее доступно и был меньший процент совсем провальных проектов. При этом никто не отменял цензуру и запретные темы в советском кино, которые также наложили отпечаток на большую часть проектов. Я уже говорил, что люблю сказки, и если брать те самые, знакомые с детства советские киносказки, то, пересмотрев некоторые из них сейчас, я был страшно разочарован. Теперь, зная, какими они были в оригинале, я был в ужасе от того, что с ними сделала политическая повестка того времени, но все мы прекрасно понимаем, что это вездесущая проблема, и даже Disney грешил тем же самым, просто немного в другом направлении. 

Чтобы было понятнее, о чём я: как-то раз я решил пересмотреть советскую сказку о Царевне Несмеяне. Героиня в оригинальной сказке, написанной русским народом, была заложницей потустороннего мира, буквально девушкой, чья душа, несмотря на живое тело, была заточена в мире мёртвых (сейчас мы понимаем, что речь идёт о тяжёлой депрессии, когда человек ни жив ни мёртв). А в советской интерпретации просто превратилась в богатую, ленивую, избалованную девушку, а её отец — царь — в какого-то комичного идиота. Я прекрасно понимаю, что политическая повестка того времени диктовала истории о том, что царская семья может быть только «зажравшимися буржуями» и лишь «простой работяга» Емеля имеет право быть положительным персонажем, но лично для меня это кощунство и насилие над собственной культурой и историей. Хотя одним из моих любимых кинопроизведений в жизни я считаю советский мультфильм «Русалочка». В общем, как вы поняли, всё зависит исключительно от автора, а не от времени и страны.

— Планируете ли что-то снимать ещё, может уже есть какая-то задумка? Никогда не думали взяться за полный метр?

— Конечно, у меня множество идей и несколько готовых сценариев под полные метры. Я хотел бы взяться за фильм по книге «Дева в башне», которую выпустил, но, увы, это проект уже куда объёмнее «Старых рук», и в нём уже не обойтись без какого-либо финансирования. Я пока даже примерно не знаю, как буду решать этот вопрос, но придётся что-то придумывать. Надеюсь, когда-то ко мне придёт человек, который скажет: «Держи всю эту кучу денег, это тебе на кино», ха-ха-ха. Если этот человек появится, он может быть уверен, что каждая копейка пойдёт в проект. Для меня искусство — самодостаточная часть жизни, не являющаяся путём к заработку средств. Как видите, я на искусство только трачу, не требуя от него ничего взамен.

— С кем, возможно, хотелось бы посотрудничать?

— У меня нет желаний относительно сотрудничества, я просто хочу работать с людьми, которые горят тем, что они делают, которые вкладывают себя в проект и готовы сворачивать горы для достижения цели; которые смогут вместе со мной не спать ночами и всей душой переживать за результат и так же, как я, считать готовый проект высшей целью. Это могут быть даже люди, которые вчера закончили институт или не учились в нём вообще, просто горячо стремящиеся делать что-то прекрасное, готовые учиться и преодолевать.

— Каким, на Ваш взгляд, является современный зритель?

— Все люди настолько разные, что невозможно собрать общее представление. Могу сказать только, что зрители стали более требовательны, и это очень хорошо. Надеюсь, развитие и качество жизни позволит нам становиться с каждым годом всё более и более избирательными, что подарит возможность избавиться от информационного мусора, окружающего нас сейчас.

— Что посоветуете тем, кто очень хочет начать снимать кино?

— Посоветую не бояться. Я понял, что страх — самое губительное чувство для любого начинания, страх — болезнь, и каждый человек носит в себе этот вирус. Я, конечно же, тоже, но нужно помнить, что если что-то и не получится — это не конец света, всегда можно пробовать ещё и ещё, и только так можно добиться чего-либо. Кино — это очень тяжёлый труд, и, даже если вы не доведёте свой проект до конца, вы получите бесценный опыт, с которым сможете двигаться дальше в любую сторону.

Над интервью работали: Желяпова София, Минич Милена, Полинковская Софья.

  1. Ольга Пинакова — соавтор и актриса, сыгравшая главную роль в фильме. ↩︎
  2. Анастасия Кримзон — актриса, сыгравшая в фильме русалку. ↩︎
  3. Глеб Оверчук — звукорежиссёр фильма. ↩︎
  4. Догмен (2023) — художественный фильм французского режиссёра Люка Бессона. ↩︎
  5. Жизнь в розовом цвете (2007) — фильм-биография Эдит Пиаф французского режиссёра Оливье Даана. ↩︎