Изображение записи

Сегодня, 6 февраля, юбилей у Андрея Звягинцева: 60 лет исполнилось режиссеру, сценаристу и актеру. Он по праву считается одним из главных российских кинорежиссеров 2010-х, а еще за его плечами – две номинации на «Оскар», победы на Венецианском и Каннском кинофестивалях, а также на отечественных премиях «Золотой Орел» и «Ника». 

Его фильмы уникальны не только своей структурой или злободневной проблематикой: каждый раз за полотном звягинцевской картины оказывается еще один слой, созданный из метафор, экзистенциальных рассуждений и отсылок – как к работам его коллег-современников, так и к произведениям мировой культуры, вплоть до библейских сюжетов. При этом, Звягинцеву всегда удается сохранить в фильмах максимально достоверные крупные отпечатки современной ему родной культуры – русской.

На данный момент под руководством режиссера было создано 5 полнометражных картин. Ниже предлагаем ознакомиться с тремя из них, а затем узнать все, что известно о его следующем проекте.

фото: кадр из фильма “Возвращение”

Возвращение (2003)

Полнометражный дебют, который сразу заметили во всем мире. Он был снят в начале нулевых, но до сих пор считается одним из лучших фильмов режиссера. Уже в первом полном метре Звягинцев заявляет о своем небанальном художественном воззрении на окружающую обыденность: цепляя длинными кадрами непримечательные пейзажи, он учит зрителей не просто смотреть, но видеть ту самую природу, которой так замечательна наша родина.

Также режиссер не боится экспериментировать, прежде всего, с темой. Название “Возвращение” не стоит воспринимать как буквальный факт прихода отца к семье под одну крышу – вернуться ему предстоит в статус родного человека, а для этого явно не достаточно перешагнуть порог давно оставленного дома. Это роуд-муви, в котором два брата отправляются в небольшую «семейную» поездку с отцом, о котором имели представление только по фотографиям. Но, придуманный в детских головах образ папы, резко врывается в их размеренную череду дней, явно не оправдывая их ожидания. 

фото: кадры из фильма “Возвращение”

Левиафан (2014)

Это четвертый по счету, но точно не по значимости фильм Звягинцева, который еще до начала просмотра своим названием позволяет строить неоднозначные предположения о содержании. Изначально левиафан – это библейское существо похожее на змея, обладающее огромной разрушительной силой. Также английский мыслитель и философ Томас Гоббс в середине 17 века в одном из своих трактатов сравнил государственную систему с образом Левиафана, имея в виду могущественную структуру, контролирующую и принижающую человека. Но именно после выхода фильма в 2014 году, слово стало именем нарицательным и начало проникать в разговорный обиход широких масс. 

фото: кадр со съемок фильма

“Левиафан” Звягинцева – это остро-социальная драма о России, в центре которой разворачивается конфликт человека и власти, притягивающий к его жизни все больше новых жизненных препятствий, который завершился настоящей трагедией. Не изменяя себе, режиссер будто выхватывает те достоверные типажи людей, с которыми мы живем рядом изо дня в день, а также без страха представляет на общее обозрение в далеко не лучшем свете отечественных гос. служащих. Герои картины сталкиваются со всеми до боли знакомыми жизненными сценариями, но их обыденные ритуалы таят в себе разнообразные подтексты, заложенные режиссером. Их додумывание привело к большим спорам, и фильм стал самым резонансным проектом в деятельности Звягинцева.

фото: кадр из фильма “Левиафан”

Нелюбовь (2017)

В картине представлены супружеские отношения, находящиеся на своей финальной стадии. Семейная трагедия приводит к трагедии еще более серьезной: 12-ти летний сын Алеша, чье сердце уже давно разбили ссоры родителей, услышав об интернате, наконец решается сбежать из дома. В фильме также есть политические аллюзии на громкие и многим известные события 2012-2015 годов в России, вызвавшие множество вопросов у зрителей. Несмотря на это, режиссер утверждает, что центральными в картине являются рассуждения о том, что ненависть, не спеша расползающаяся в семейном кругу, способна рождать только еще больше ненависти.

Цель фильма — это сердце зрителя, и ничего больше. Все остальное — это сопутствующие товары. Они, безусловно, важны, они тешат самолюбие, но они не главное…А политические новости для меня — лишь фон того рисунка, который мы должны были увидеть.“- рассказал Андрей Звягинцев на предпоказе фильма весной 2017 года

Что известно о следующем фильме?

В интервью для Variety Андрей Звягинцев рассказал о планах на свой следующий проект. Начинать съемки фильма, рабочее название которого – “Юпитер”, планируется уже весной 2024 года. Идея для сюжета возникла несколько лет назад, пока режиссер еще пребывал в России, но это первый раз, когда он будет снимать фильм полностью за пределами своей страны, сотрудничая с европейской студией кинопроизводства.

Изначально это был политически ориентированный проект, сценарий которого, из-за российской военной операции на Украине, пришлось менять, но фильм не сможет быть полностью вне контекста событий в мире. В новой картине Звягинцева речь пойдет о личной, интимной жизни олигарха и его семьи. Режиссер продолжает работать с родным менталитетом: герои фильма – русские. И, по его словам, это будет драматическая «антиутопия с трагическим концом».