Фото: shepherdgazette.com

В научном сообществе существует значительный разрыв в признании заслуг и получении авторства между женщинами и мужчинами. Этот разрыв может быть частично обусловлен тем, что вклад женщин часто остается незамеченным или недооцененным.  

Важно отметить, что этот гендерный разрыв присутствует в большинстве научных областей и на всех этапах карьеры. И это становится серьезной проблемой для женщин, стремящихся реализовать себя в научной сфере. В этой статье разбираемся, с чем связана проблема, в чем она выражается и какие существуют пути её решения.

Системная дискриминация женщин в STEM

Фото: cz.usembassy.gov

В современном мире исследовательские должности в академических областях STEM (Science, Technology, Engineering & Math) для женщин стали более доступными. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, женщины успешно выполняют свою работу, публикуясь с той же скоростью, что и мужчины. При этом, они оказывают примерно такое же влияние своими исследованиями. Однако их карьера часто менее продуктивна из-за более высокого процента отсева.

Также, из-за исторически сложившихся барьеров в виде правовых, социальных и культурных препятствий, обучение и работа в сфере STEM традиционно ассоциируются с мужчинами. И системная дискриминация, неосознанная предвзятость и сексуальные домогательства могут преждевременно прекратить карьеру женщин в этой области.

Эффект Матильды

Существует термин, используемый для описания явления, когда научные достижения женщин недооцениваются или им не придается должного признания — эффект Матильды. Этот эффект может проявляться в том, что женщины реже получают вознаграждение за свои научные исследования, публикации и другие достижения в сравнении с их мужскими коллегами.

Эффект Матильды появился из-за структурных и социокультурных барьеров, с которыми сталкиваются женщины в научной сфере. Из-за стереотипов о женщинах как менее способных и компетентных в науке, и из-за неравенства возможностей и поддержки, женщины часто оказываются в невыгодном положении при оценке их научных достижений.

Это явление может приводить к тому, что женщины получают меньше возможностей для профессионального роста, финансирования и признания за свою работу. Подобное создает дополнительные препятствия для женщин в научной сфере и может привести к их изоляции и отставанию от мужских коллег.

В мировой истории существует немало примеров того, что вклад женщин-учёных часто остается недооцененным. Иногда авторство статей и первенство в научных открытиях несправедливо присваивается мужчинам. Многие знают историю Мари‌и Склодо‌вской-Кюри‌ — одной из первооткрывателей радиоактивности. Помимо неё было множество других женщин, внесших вклад в науку, но далеко не сразу получивших признание.

Из наиболее известных учёных, мы знаем Нетти Марию Стивенс — одну из первых американских женщин-генетиков, ставшую первым исследователем половых X- и Y-хромосом, наряду с другим учёным. Многим знакома и история Сьюзен Джоселин Белл Бернелл — первооткрывательницы нового класса астрономических объектов — пульсаров.

Эти и многие другие женщины столкнулись с дискриминацией в научном сообществе. Сколько вкладов женщин было упущено при аналогичных, но менее громких обстоятельствах? И сколько женщин в результате и вовсе лишилось стимула делать карьеру в науке?

Фото: sustainabledevelopment.un.org

Почему женщины не получают должного внимания в науке?

В 2022 году в журнале Nature было опубликовано исследование на тему того, что женщинам в науке уделяется меньше внимания, чем мужчинам. Разрыв в признании заслуг между мужчинами и женщинами-учёными может быть связан с различиями в производительности или с тем, как признается вклад женщин. Женщины могут быть менее продуктивными, потому что они работают в менее благоприятной рабочей среде, имеют больше семейных обязанностей, занимают разные должности в лаборатории.

Но недавние исследования показали, что женщины не менее продуктивны, а, скорее, их труд недооценен. Учёные обнаружили, что по крайней мере часть наблюдаемого гендерного различия связана с тем, как оценивается и признается вклад женщин в научную деятельность.

Результаты подтверждаются тремя разными источниками данных:

1. Крупномасштабные административные данные о исследовательских группах и присвоении заслуг. Их анализ показывает, что в команде женщины значительно реже упоминаются, чем их коллеги-мужчины.

2. Обширный опрос авторов. Он показывает, что вклад женщины в науку получает признание реже.

3. Качественные ответы. Согласно им, можно предположить, что причиной того, что женщины реже получают признание, может быть то, что их работу часто не знают, не ценят или игнорируют.

Существенность проблемы

Согласно исследованию, есть ряд пунктов, прямо говорящих о наличии проблемы дискриминации женщин в научном сообществе.

  1. Женщины с меньшей вероятностью будут названы авторами какого-либо документа.
  2. Женщины занимают более низкие карьерные должности, чем мужчины.
  3. Женщины гораздо реже упоминаются в влиятельных и значимых статьях.
  4. Женщины чаще сообщают, что их вклад был недооценен или что они столкнулись с дискриминацией.
Фото: idp.nature.com

Данный график показывает, что доля фактического авторства женщин ниже, чем можно было бы ожидать, учитывая их долю потенциальных авторств на каждой карьерной должности. Из этого следует, что женщины систематически реже, чем мужчины, будут названы авторами конкретной статьи или патента.

Также существует определенная связь и между цитированием статей, в авторстве которых указаны женщины. При учете области деятельности, карьерного положения и размера команды нет существенной разницы между вероятностью того, что имя женщины будет упомянуто по сравнению с мужчиной в статье с нулевым цитированием. Однако в более цитируемых статьях женщины упоминаются реже, чем мужчины.

Доля женщин на каждой должности также снижается по мере увеличения старшинства должности. На изображениях используется информация о положении каждого человека в организации — преподавателей, постдоков, аспирантов, студентов бакалавриата или научных сотрудниках, — а также о области деятельности исследовательской группы. На графике мы видим, что всего около 35 % преподавателей — женщины. И, при этом, женщины составляют чуть более 60 % исследовательского персонала.

Опрошенные в ходе исследования люди также отмечают, что отсутствие признания и должного внимания имеет большое значение для карьеры. Например, одна из женщин-респондентов дала следующий комментарий:

«Авторство имеет решающее значение для карьерного роста, однако, когда стажеры исключаются из авторства по решению старшего автора, не существует процесса апелляции или оспаривания… Большинство моих коллег-ученых (особенно женщин) пострадали от преподавателей, которые решают присвоить авторство другим сотрудникам лаборатории, не выполнявшим работу»

Фото: Getty Images

Борьба с гендерным неравенством

Очевидно, что гендерная дискриминация в научной сфере сильно препятствует развитию науки и технологий. Когда женщины не имеют равных возможностей для обучения и карьерного роста, общество упускает ценные идеи, перспективы и инновации, которые могли бы быть внесены ими. Борьба с гендерной дискриминацией способствует созданию более разнообразной и инклюзивной научной среды, что в свою очередь способствует более качественным исследованиям и прогрессу в области науки и технологий.

Для борьбы с неравенством людей разных полов в научной сфере необходимо проводить обучающие программы и тренинги по осознанию своих предвзятостей. Важно внедрять политику равноправия, которая обеспечивает равные возможности для женщин в STEM, а также создавать поддерживающие среды для женщин-исследователей, где они могут чувствовать себя комфортно и защищенно.

Кроме того, важно продвигать женщин-ученых на руководящие должности, чтобы обеспечить им равные возможности для карьерного роста. Такие меры помогут создать более равноправную и инклюзивную научную среду, где женщины могут успешно развиваться и делать свой вклад в науку и технологии.