Наш гость – директор государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова Кирилл Крок.

Мы встретились с Кириллом Игоревичем и поговорили с ним о партнерстве театра с китайскими коллегами, трудностях во время восстановления Дома Вахтангова, проблеме вандализма в отношении фонтана «Принцесса Турандот».

— Вы недавно принимали в театре партнеров из Китая. Расскажите для нашей аудитории поподробнее об этом событии.

— С партнерами мы дружим почти пять лет. Ковид, а потом и связанные с ним ограничения, остановили наше сотрудничество почти на три года. Сейчас, когда все ограничения в Китае сняты, я смог съездить туда, прочитать студентам Пекинского театрального университета лекцию. Я также пригласил четырех продюсеров и технического директора к нам в гости в Москву: для просмотра наших спектаклей и подготовки договора о намерениях на 2025-2026 год.

Почему на этот период? Потому что на 2024 у нас с ними уже фактически подписан контракт. Театр Вахтангова приезжает в Китай два раза – в июне и сентябре.

В июне мы привезём спектакль «Евгений Онегин» – 12 показов в 4-х городах, трижды в каждом. В августе-сентябре – «Войну и мир», который также представим в 4-х городах (12 показов).

Спектакль «Война и мир» (реж. Римас Туминас)
Источник: архив театра Вахтангова

Поэтому для заключения следующего договора, мы пригласили наших китайских партнеров в Москву, организовали им культурную программу по городу, показали наши достопримечательности. Мне кажется, они остались очень довольны. Улетали в Китай, посмотрев все наши спектакли, которые мы хотели им показать.

— Вы проводили для них экскурсию по зданию Театра Вахтангова?

Конечно. Мы показали им театр, все наши шесть сцен. Они, конечно, были поражены таким огромным театральным комплексом.

Хотя для Китая это маленькая история, потому что у них все новые отстроенные театрально – концертные залы насчитывают 1500-2000 мест – огромные современные стеклянные здания.

— Получается, ваши партнеры уже были раньше ознакомлены с историей основания театра?

— Да, поскольку мы сотрудничаем с партнерами из КНР уже пять лет, они хорошо знают историю нашего театра. Но на экскурсии по зданию присутствовали впервые, а некоторые из них даже и в Москве были в первый раз. Конечно, я понимаю, что после масштаба Китая с его миллиардным населением, наш исторический зал, рассчитанный на тысячу человек, кажется для них камерным пространством.

— С этой темой понятно. Давайте поговорим о другом важном для театра событии. В апреле 2023 года во Владикавказе открылся Дом Вахтангова. На реализацию этого проекта ушло около двух с половиной лет. Что повлияло на это решение?

Представьте: вы готовитесь к юбилею родителей. Вы знаете, что дом, где родились и выросли мама или папа, обветшал и вот-вот завалится на бок. А вы успешный, красивый, готовитесь в Москве отмечать юбилей.

Мне показалось, что очень стыдно будет поднимать тост на 100-летие Вахтанговского театра, говорить комплименты его создателю, при этом зная, что на его малой родине погибает дом, где он родился, вырос и провел двадцать лет своей жизни перед переездом в Москву. А ты делаешь вид, будто это тебя не касается. По-моему, в этом есть некая подлость. Мотивация всех дальнейших наших поступков по реконструкции Дома Вахтангова исходила именно из этих соображений.

Кирилл Крок и Мария Аронова на церемонии открытия Дома Вахтангова
Источник: «Российская Газета»

— А что оказалось самым сложным в процессе восстановления Дома?

Изначально мы думали, что самое сложное будет уговорить людей переехать, поскольку в доме жило 13 семей. Мы всем им купили современные квартиры в новостройках Владикавказа. Однако это оказалось самым простым, что можно было сделать.

Когда мы вошли в дом, я увидел, в каком состоянии находятся чердак, перекрытие, коммуникации. Дом находился в аварийном состоянии. После того, как Театр Вахтангова стал собственником этого помещения, мы провели обследование. Инженеры и специалисты сказали нам, что все, что находится за двумя внешними стенами, которые являются предметом охраны, нужно снести, поскольку ремонту не подлежит. Это было самое страшное.

Процесс восстановления Дома Вахтангова.
Источник: паблик Театр Вахтангова «ВКонтакте»

Мы поняли, что нужно укрепить эти две стены, чтобы они не завалились, а внутри – просто брать и сносить. Мы это и делали. Есть жуткие фотографии: стоят две стены, а внутри котлован.

Мы отдавали себе отчет, что процесс восстановления дома – это долгий и сложный процесс.

— Возникали ли недопонимания или скандалы с местными властями или руководством во время реконструкции здания?

– Нет. Глава Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров, а затем и сменивший его на этом посту Сергей Меняйло и Правительство республики нас всецело поддерживали. Они сразу сказали, что денег на восстановление у них нет, но они готовы помогать, решать все административные вопросы. У меня были серьезные проблемы с подведением кабеля электрического питания, нужно было участие электросетей России, «Россети», которая является огромной монополистической организацией в стране с региональным отделением в Ставрополе.

Благодаря главе республики, все неразрешимые проблемы, над которыми мы бились неделями, решались.

С момента увольнения Римаса Туминаса с должности художественного руководителя Театра Вахтангова прошло полтора года (это произошло после появления в сети разговора Туминаса с пранкерами «Вованом» и «Лексусом». О подробностях инцидента Римас Туминас рассказывал в своем интервью «Московскому Комсомольцу» – прим.ред.). Насколько известно, у театра нет никого на этой должности. Ведутся ли с кем-то из деятелей театральной сферы переговоры на эту тему?

Во-первых, да, к сожалению, с нами нет Римаса. К сожалению – подчеркиваю.

Во-вторых, где взять еще одного театрального деятеля, как Туминас? Если бы я знал, где есть такой гений, то тут же поехал бы к этому человеку и уговаривал бы его стать художественным руководителем театра.

Римас Туминас
Источник: Театр Вахтангова

У нас сейчас есть главный режиссер, ученик Римаса Туминаса, Анатолий Шульев, занимающий эту должность с весны 2023 года. Он занимается всеми творческими вопросами, чему я очень рад.

Анатолий Шульев совершенно не чужой для Вахтанговского театра человек. До вступления в эту должность он достаточно успешно поставил здесь три спектакля.

— Получается, никого из нынешних деятелей вы не рассматриваете в качестве претендента на роль художественного руководителя?

Понимаете, какая штука. Я хотел бы увидеть этого человека, который смог бы прийти в Театр Вахтангова на еще совсем не остывшее место Римаса Туминаса. Его же будут сравнивать! Должно пройти какое-то время.

Занять должность художественного руководителя Вахтанговского театра после тех высот, которых мы достигли благодаря Римасу и его спектаклям, – это очень тяжело и страшно.

— Сейчас многие московские театры следуют тенденции трансмедиа. Например, организовывают аудиоэкскурсии по зданию. Задумывались ли вы о подобном?

— Мы давно уже этим занимаемся и не следуем никаким тенденциям. Летом 2021 года был выпущен аудиоспектакль-променад «Вахтангов. Путь к Турандот». Как только в Москве наступает хорошая погода, начинаем продавать на него билеты.

Мы встречаем наших зрителей у фонтана Большого театра, раздаем всем наушники и аудиосистемы и за полтора часа доходим до Арбата. В это время наши артисты рассказывают интересную историю жизни Евгения Вахтангова в Москве. Маршрут проходит по тем местам, где он когда-то бывал – от Большого театра – места, куда он пришел, когда в первый раз приехал в Москву и до Арбата, где сегодня находится основанный им театр.

— А что насчет аудиоэкскурсии по самому зданию?

— В Доме Вахтангова во Владикавказе мы как раз запустили аудиогид. На втором этаже дома есть музейная зона, где он работает как в обычном музее: человек подходит к экспонату, нажимает на аудиосистеме соответствующий номер и слышит в наушниках соответствующую информацию.

— На сайте театра Вахтангова есть информация о ваших наградах, премиях, званиях. Они являются для вас приоритетом в работе?

Все награды для меня дороги. Я их получил не за агитмероприятия и не по каким-то блатным делам. Они мне были вручены за мою работу.

Любая награда – общественная, государственная – это признание определенных заслуг, авторитета в данном сообществе. Поэтому они для меня важны и ценны.

Конечно, я не думаю постоянно о наградах. Я знаю руководителей театров, чьи кабинеты завешаны благодарственными письмами, грамотами, фотографиями с известными людьми. У меня ничего этого в кабинете нет. Я очень спокойно к этому отношусь.

Планируете ли вы дополнить труппу новыми актерами в следующем году?

— Мы каждый год принимаем в труппу театра новых актеров — 5-7 человек. Два года они проходят практику в стажерской группе, а затем мы принимаем решение: продлевать с ними контракт, переводить в труппу или нет.

— А есть известные артисты, которых вы бы хотели видеть в составе труппы?

Сложный вопрос. Очевидно, что чем больше в труппе известных актеров, тем крепче театр стоит на ногах.

Артист – это такая творческая субстанция, что если и приглашать кого-то известного, то нужно приглашать его на конкретную роль. А главное, группа крови должна совпасть. Она должна совпасть, прежде всего, в понимании и уважении вахтанговского театра и его сути: истории, Щукинской школе.

Поэтому сказать, что я бы хотел кого-то пригласить из известных артистов в труппу Театра Вахтангова – нет. Я считаю, что у нас труппа абсолютно сбалансированная. В ней есть и звезды, и начинающие артисты, и уважаемые мэтры.

Многие популярные актеры служат в других театрах, но я считаю для себя неприемлемым поступком переманивать их, тем самым, «оголяя» сцену у коллег.

— Что самое важное для актера, который хочет попасть к вам в труппу?

— Должно быть, прежде всего, желание работать в Театре Вахтангова. Чтобы работать в театре, нужно «наступить на горло» собственных интересов и амбиций. Всегда нужно чем-то подступиться: съемками в кино, другими театральными проектами и т.д.

Очень важно в театре для актера – иметь терпение и уметь ждать. Не отчаиваться, а ждать: роли, режиссера. Это главное, с моей точки зрения, умение ждать.

— Недавно был совершен очередной акт вандализма в отношении скульптуры Принцессы Турандот у входа в театр. Вы написали на своей странице ВКонтакте пост, в котором обратились к Департаменту культурного наследия Москвы, чтобы были приняты меры в отношении Принцессы. Вы получили ответ?

— Получил: это сделать не представляется возможным. Потому что памятник является авторским произведением искусства. Департамент это сделать самостоятельно не может, поскольку это изменение внешнего облика, и памятник охраняется федеральным законом.

Запись Кирилла Крока на странице «ВКонтакте» с обращением к Департаменту культурного наследия Москвы

Я получил безобразную чиновничью отписку на своей странице. Это было нежеланием уберечь памятник от вандалов. Чиновница из Департамента культурного наследия написала, что Принцесса будет отремонтирована до конца года. Но надо понимать, что это далеко не первый ремонт. Памятник ломали и до этого.

Человек залезает на фонтан «Принцесса Турандот»
Фото: страница Кирилла Крока «ВКонтакте»

После того, как пьяный человек забрался на памятник и упал в бассейн, через полтора месяца другой снова залез и сломал еще часть памятника.

Когда наступит весна, а за ней лето, подвыпившие люди, которые гуляют по Арбату, снова будут вести себя некультурно с памятником. Это место стало для вандалов, своего рода, мемом, игрой.

«Принцесса Турандот» принадлежит не Театру Вахтангова, а городу Москве. На самом деле, для Департамента нужно было сделать только одно: собрать совет экспертов, пригласить автора Александра Бурганова и решить, как нам защитить «Принцессу Турандот» – сделать вокруг фонтана ограду или поставить круглосуточный пост охраны… Последнее, мне кажется, сделать абсолютно нереально.

— Выходит, что Департамент не заинтересован в решении проблемы?

Департамент культурного наследия и организация «Гормост», которой принадлежит памятник, формально подошли к решению этого вопроса. «Отремонтировать, мы отремонтируем». А что сделать, чтобы подобное не повторялось?

Вообще, проблема с фонтаном велика. Даже если бы на него никто не залезал, надо понимать, что летом в нем часто купаются бомжи. Но для чиновников из Департамента культурного наследия это неинтересно. У них другие, более важные заботы.

Не нужно забывать, что фонтан «Принцесса Турандот» находится в центре города и стал одним из символов Арбата.

— В конце хочу задать вам вопрос. Можете назвать особенности, которые отличают вахтанговцев, да и сам театр, от других?

– Главная особенность – это то, что наша труппа всегда пополнялась только выпускниками Театрального института имени Бориса Щукина, который находится при Театре Вахтангова. Для артистов, кто служит в нашем театре, имя Вахтангова и работа у нас – не пустые слова.

Театр Вахтангова за всю его столетнюю историю (стучит по столу) (и, надеюсь, так будет и дальше), никогда не сотрясали никакие скандалы. Он никогда не делился на две труппы, не «воевал» с другими театрами. Например, как это было в Московском Художественном театре, театре Ермоловой и других – примеров масса. Когда крупные театры, особенно, в «мутные» девяностые годы были вынуждены разделиться, артисты массово увольнялись.

Мы этой участи всегда избегали.

В советский период Театр Вахтангова называли «театром людей в белых перчатках». Потому что здесь за стенами могли происходить любые творческие споры, недопонимания и конфликты. Но никогда это не переливалось в нечто большее: чтобы кто-то уходил, или театр делился на части.

Театр Вахтангова — это единый неделимый организм.

Конечно, бывают разные ситуации: кто-то ищет лучшую долю, кто-то ищет творческий смысл в кино. Это происходит. Но это единичные случаи.

Старейшая актриса, которой уже нет с нами, Галина Львовна Коновалова, проработавшая здесь более семидесяти лет, мне однажды сказала: «Знаете, Кирилл Игоревич, когда кто-либо из артистов уходил из труппы Театра Вахтангова, никто из них не становился счастливым – ни в творчестве, ни в жизни».

Действительно, если посмотреть, то те, кто ушли, не стали лучше или счастливее, когда покинули театр. Вот такое есть «проклятие».