Источник фото

Совсем скоро снова начнется учебный год и в свои учебные заведения вернутся школьники и студенты. Поэтому вопрос о том, как меньше времени тратить на учёбу, но иметь более высокие результаты, интересует сейчас многих. И советы в этой статье вам действительно пригодятся.

Очень часто, когда люди берутся что-то изучать, они принимаются за дело совершенно неправильно. Результаты исследований доказывают: привычные способы обучения оборачиваются пустой тратой времени. Правильное изучение материала — это целая наука, которая постоянно развивается. Научиться — значит получить знания, навыки и уметь моментально извлекать их из памяти в нужный момент, когда необходимо проанализировать проблему и найти способы ее решения.

Что такое умение учиться?

1. Знание будет продуктивным, лишь в том случае, если отложится в памяти. Следовательно, это умение учить информацию так, чтобы ее можно было использовать всякий раз, когда она нам понадобится.

2. Изучать и запоминать новое нужно всю жизнь. На склоне лет люди нередко довольствуются «полурастительным» существованием, хотя оставаться в здравом уме можно и в самом преклонном возрасте. Умение учиться поможет в этом.

3. Умение учиться не врожденное, а приобретаемое. И самые эффективные приемы обучения непривычны и неочевидны.

Как точно не стоит делать?

Самые распространенные методы освоения любого навыка или знания — это перечитывание и зубрежка, то есть механическое многократное повторение того, что вы пытаетесь вбить себе в голову. Именно так мы натаскиваем себя к экзаменам и часто успешно сдаем их. Иными словами, результаты перечитывания и зубрежки даются нам быстро и легко, поэтому создается обманчивое впечатление, будто мы чему-то научились. Но это не так. И если наша цель — мастерское владение предметом или долгосрочное запоминание, то мы лишь зря потратим время на эти популярные, но неэффективные методы обучения.

Фото: emergencyschoolcare.wordpress.com

Более действенные методы, которые вам помогут

1. Более эффективный метод, чем перечитывание или повторение материала, — это припоминание, или active recall — прием, при котором вызываются из памяти усвоенные факты, понятия или события.

Простейший инструмент для использования этого метода — дидактические карточки с краткой информацией по какой-либо теме, например, словомэ на иностранном языке с переводом на другой стороне. Припоминание тренирует память и прерывает процесс забывания. Одна лишь контрольная работа сразу после того, как вы прочли текст или прослушали лекцию, поможет лучше понять и запомнить новый материал.

2. Пытайтесь решить задач самостоятельно до того, как получите его в готовом виде. Это требует усилий, но окупается лучшим результатом.

3. Очень полезна такая вещь, как интервальное повторение. Через определенные временные промежутки вы можете мысленно возвращаться к изученной информации, но обнаружите, что многое забыли. Или вы можете перемежать свои занятия другими предметами изучения – в обоих этих случаях припоминание дается труднее и обучение кажется менее результативным. Однако само усилие, которое необходимо нам, чтобы вспомнить подзабытое, позволяет надолго запомнить полученные знания и более активно применять их в дальнейшем.

Делятся ли люди на типы восприятия информации?

Как известно, люди делятся на аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух), визуалов (тех, кто предпочитает иметь дело со зрительными образами) и кинестетиков (более чувствительных к тактильным сигналам). Считается, что при обучении каждому из этих типов лучше получать информацию в предпочтительной для него форме. Однако исследования не подтверждают эту точку зрения. В ходе обучения нам приходится использовать самые разные познавательные способности и ресурсы. Это лучше, чем ограничиваться одним способом получения информации, пусть и самым удобным.

Фото: moicurs.ru

Трудности — это хорошо?

Психологи обнаружили любопытный факт: легкость вспоминания обратно пропорциональна ценности знания. Чем проще вспомнить информацию или навык, тем менее вероятно долгосрочного запоминания. Наоборот, чем сложнее вызвать из памяти информацию или навык, тем сильнее при этом они отложатся в памяти.

Эксперимент, доказавший это

Бейсбольная команда Политехнического университета штата Калифорния из Сан-Луис-Обиспо приняла участие в интересном эксперименте американских ученых по совершенствованию навыка отбива мяча. Члены команды согласились дополнительно тренироваться дважды в неделю по двум разным программам, чтобы выбрать более результативную из них.

Часть команды тренировалась в обычном режиме. Игроки нарабатывали отбив 45 бросков, равномерно распределенных между тремя подходами. В каждый подход 15 раз отрабатывался один тип подачи, в следующих подход – другой тип подачи. Всего было три подхода по 15 раз, то есть наработка представляла собой разновидность интенсивного обучения. С каждой однотипной подачей отбивающий лучше предугадывал характер движения мяча, рассчитывал нужный момент и согласовывал свои действия. Обучение казалось легким.

Вторая часть команды тренировалась по более сложной программе: подачи трех типов в случайном порядке сменяли друг друга в одном блоке из 45 бросков. Всякий раз отбивающий не знал о том, каким будет мяч. После 45 бросков он еще не мог толком прочувствовать мяч. Казалось бы, наработка у спортсменов шла менее эффективно, чем у их партнеров по команде. Непредсказуемая смена разных подач (интерливинг — чередование изучаемых тем) и то, что однотипные подачи были разнесены во времени (интервальное повторение), осложняли обучение и, по ощущениям самих игроков, тормозили прогресс.

Эти тренировки продолжались шесть недель дважды в неделю. Затем отбивающие продемонстрировали наработанные навыки, и оказалось, что обе группы значительно улучшили качество игры — однако не совсем так, как предполагали сами спортсмены. Те, кто учился отбивать мячи в случайной последовательности, показали значительно лучшие результаты, чем спортсмены, многократно отбивавшие однотипные мячи.

Эти выводы интересны и потому, что речь идет об опытных спортсменах.  Еще до начала эксперимента они были отличными отбивающими. То, что им удалось поднять на новый уровень и без того высокую результативность, доказывает, что тренировочный режим действительно был эффективным.

Фото: only-game.ru

Какие уроки можно извлечь из этого эксперимента?

Первый урок — «трудный» метод обучения, вынуждающий ученика прилагать больше усилий и притормаживающий видимый прогресс (интерливинг), поначалу кажется нерезультативным. Но это окупается более прочными, точными и надежно усвоенными знаниями.

Второй урок — часто мы совершенно неправильно оцениваем эффективность обучающего метода. «Легкие» знания создают у нас иллюзию учения, но это не всегда так.

Выводы

Преодоление трудностей может ощутимо замедлить рост мастерства, зато результаты окажутся более надежными и долгоиграющими.

На этом парадоксе основана теория желательных трудностей в обучении: чем больше усилий требуется для того, чтобы припомнить что-то, тем лучше вы это запомните. Иными словами, чем больше вы забудете нового материала и будете заново усваивать его, — тем дольше он сохранится в памяти.

Таким образом мы можем понять, что не всегда трудности нам препятствуют. Иногда они даже могут помочь — например, при обучении.