Фото: banzay.ru

«Я считаю, что кино нужно снимать искренне и от души. Это то, что ты чувствуешь, то, что ты переживал когда-то или сейчас переживаешь — неважно, но это должно быть интересно и максимально реалистично»

— Алексей Балабанов

13 мая 2023 года прошло десять лет со смерти великого Алексея Октябриновича Балабанова.

Его знают как режиссёра культовых, жизненных, правдивых фильмов, в которых поднимаются проблемы жизни и смерти, силы и правды.

Его осуждали, не понимали, называли провокационным «патологоанатом русской души». Каждый имеет своё мнение про фильмы Балабанова и про него самого. Но заметить нужно точно — этот человек поймал дух времени. Сквозные мотивы времени, конфликты, лица, фактуры, хитовые саундтреки — его кино запечатлело феноменологию русской жизни на изломе тех лет.

Балабанов делал кино, на которое мало кто был способен.

«Мне хочется, чтобы фильм люди посмотрели и сами решили, кто есть кто, потому что все люди разные, и у всех людей будет восприятие моего фильма абсолютно различным. Я политики не касаюсь, она меня не интересует совершенно. Все мое кино про людей»

— Алексей Балабанов

Детство и юность

Родился будущий режиссёр 25 февраля 1959 в Екатеринбурге. Интерес к творчеству проявился у Алексея еще в детстве. Мальчик обожал читать, с удовольствием ходил в кино и занимался музыкой.

Поступил он в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где освоил профессию переводчика. Балабанов был старательным студентом, во время учебы ездил на практику в Англию, что произвело на него незабываемое впечатление.

В 1981 году, получив диплом, Алексей начал службу в рядах Советской армии. Отдельной страницей биографии стало участие в Афганской войне.

В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Он уже знал, что не будет работать по специальности. Отец устроил сына на киностудию в качестве ассистента режиссера документального кино.

В то время Свердловск переживал расцвет андеграундной культуры. В городе появилась своя школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с участниками группы «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива впоследствии сопровождала многие картины великого режиссера, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова.

Вячеслав Бутусов и Алексей Балабанов

Дебют кинорежиссёра

Четыре года Балабанов трудился на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина «Раньше было другое время», снятая в 1985 году. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, куда пригласил друзей из группы «Наутилус». Картина длится меньше 20 минут.

Первый вышедший в прокат проект назывался «Счастливые дни». Главную роль в нем исполнил Виктор Сухоруков. В дальнейшем он стал одним из постоянных участников актерского состава в фильмах.

Сергей Астахов, Виктор Сухоруков и Алексей Балабанов

Значимым событием в жизни знаменитости стало знакомство с продюсером Сергеем Сельяновым. Вместе они учредили кинокомпанию «СТВ», благодаря которой Балабанов и снял большинство фильмов.

К концу 90-х Алексей Октябринович уже стал заметной фигурой в кинематографе. Всенародную любовь ему принес вышедший в 1997 году фильм «Брат», а в 2000 году вышло продолжение. Главную роль сыграл Сергей Бодров-младший. Балабанов очень хорошо подружился с Бодровым, и очень тяжело переживал его смерть.

Съёмки фильма Брат, Сергей Бодров и Балабанов
Съёмки «Брата-2»

Тоска по Бодрову полностью захватила Балабанова, и, чтобы отвлечь режиссера, Сельянов начал приносить сценарии, написанные другими авторами.

Так в 2005-м Балабанов выпустил черную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивал прошедшие «лихие» 90-е. 

Алексей Балабанов, Дмитрий Дюжев, Алексей Панин (признан иноагентом на территории РФ)

Я тоже хочу, Балабанов тоже хочет

До 2012 года Алексей Октябринович работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в российской провинции. В этой картине Балабанов снялся в роли себя самого — режиссера, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней.

Настоящая покосившаяся колокольня на острове в Вологодской области, выбранная мастером для съемки, обрушилась через сорок дней после его смерти.

Жанр или стиль этого фильма Балабанов называет «фантастическим реализмом». Новое в картине Балабанова — ее универсальность. Притом что “русскости” в ней совсем не убавилось.

Память

Фильмы Алексея Октябриновича можно назвать по-настоящему гениаильнми, хоть и мрачными, порой. Сам Балабанов спорен, скрытен, местами холоден и даже откровенен, но его душа, не всегда понятная всем, — и есть любовь и жизнь. Свою жизнь Балабанов прожил так, что спустя 10 лет после его смерти люди помнят о его бессмертных фильмах и героях.

Балабанов открыл Бодрова, того, кого так нехватало в сложные времена, на кого стоило равняться. Он оставил после себя наследие, как и фильмов, так и поколений. И это сейчас важно.

Два блестяще талантливых человека гармонировали друг с другом, их работа вместе того стоила. Память их вечна. Балабанов есть для нас и сейчас, как и Бодров-младший. В них и есть Россия, родная Россия и настоящая Родина.

Приступ

За свою творческую биографию Алексею Балабанову удалось создать образ героя постсоветской эпохи с его легендами, желаниями и противоречивой судьбой. Фильмы режиссера навсегда зафиксировали образ давно ушедшего времени, войдя в число лучших российских кинокартин.

Самый знаменитый герой Балабанова — Данила Багров — верил, что сила в правде, и шёл к ней как умел. Балабанов делал то же самое.

Алексей Октябринович умер 13 мая 2013 года от инфаркта в Ленинградской области.

«Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру — узнаю»

— Алексей Балабанов